Получи документы

Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства» (3 фото)

Светлана Морозова
Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»

Урок лит. чтения в 4 кл.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

- Послушаем отрывок из музыкального произведения и попробуем определить, к какому времени года она подходит?

Звучит аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» ("Времена года")

- Прекрасная музыка, не правда ли?

- Верно, П. И. Чайковский своей музыкой «нарисовал» зимний месяц декабрь.

Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе „Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства“» размещена в разделах

- Зима – прекрасное время года. Вы любите зиму? Каждый из вас по-своему представляет это время года. Какие ассоциации возникают у вас со словом ЗИМА?

- Зимушка, матушка – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Как вы думаете, почему? Может быть, и потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов. Русский народ сложил о зиме пословицы и поговорки. Пожалуйста, приведите примеры…

3. Мотивация. Постановка цели урока.

- А какие прекрасные произведения искусства посвящены зиме!

Хотели бы вы узнать, какой предстает зимушка-зима в поэзии, музыке, картинах?

- Сегодняшний урок посвящен образу зимы. У вас будет возможность увидеть ее такой, какой ее увидели поэт Сергей Есенин, композитор Петр Ильич Чайковский и художники-пейзажисты. На этом уроке, ребята, вы сможете проследить взаимосвязи поэзии, музыки, живописи.

4. Изучение нового материала.

- Сейчас мы с вами перенесемся в волшебный и сказочный зимний лес. А поможет нам вновь музыка великого русского композитора П. И. Чайковского. Закроем глаза и попробуем представить зиму в лесу.

Звучит отрывок из сборника П. И. Чайковского «Времена года». Январь. «У камелька».

Анализ музыки.

- Это был отрывок из сборника П. И. Чайковского «Времена года. Январь» Какие чувства возникли при прослушивании? Что вы услышали?

- Какую картину увидели, что вы представили, слушая музыку?

- Такой же тихой, сказочной, загадочной описал зиму поэт С. Есенин в стихотворении «Пороша». И произошло невероятное! Музыка, написанная задолго до рождения Есенина, сливается с его стихами неразрывно!

а) Анализ заголовка.

- Знаете ли вы, что такое пороша? А где можно уточнить значение слова?

СЛОВАРЬ: «Пороша – это…»

б) Первичное восприятие стихотворения. Читает учитель.

Звучит стихотворение С. Есенина «Пороша».

в) Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Каким кажется зимний лес?

г) Вторичное восприятие.

Перечитайте самостоятельно это стихотворение.

д) Лингвистическое комментирование.

- Все ли вам понятно, слова и выражения?

Использовать слайды 1-4

- К какому роду литературы и жанру относится данное произведение?

- Какая рифма по расположению в строках?

е) Проверка вторичного восприятия. Словесное рисование.

- Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Нарисуйте словами картины, которые вы увидели, какие краски использовали бы, почему?

ж) Анализ поэтической речи. Средства художественной выразительности.

- Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам эту картину природы? Обратите внимание на памятку – слайд 5. (Дети выделяют олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры).

з) Исследовательская работа (разноуровневые задания)

- А теперь проведем исследование. Первый ученик подчеркивает слова, которые помогают увидеть цвет зимы. Второй ученик подчеркивает слова, которые помогают услышать звуки зимы.

Проверка.

Вывод: в стихах Есенина мало красок, зато много звуков. Стихи переполнены любовью к родной природе, пробуждают добрые чувства.

и) Выразительное чтение стихотворения.

- Подготовьтесь прочитать стихотворение с выражением.

- Как будем читать: быстро или медленно, неторопливо?

Чтение стихотворения учащимися.

Анализ картины.

- Художник И. И. Шишкин написал картину «На севере диком…» Посмотрите на монитор компьютера…Опишите, что вы видите. Зима здесь загадочная, сказочная, таинственная.

- Что помогло вам понять сказочный образ зимы? Какие средства использовал художник?

5) Физкультминутка.

Зимушка-зима приготовила для вас игру «Наборщик» (в Приложении)

6) Продолжение изучения нового материала.

- Послушайте другое стихотворение С. Есенина, которое поможет нам понять, какая же она зимушка-зима…

а) Первичное восприятие стихотворения.

Ученик читает стихотворение С. Есенина «Поет зима…»

б) Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали стихотворение?

- Все ли вам понятно?

- Как вы понимаете выражение «Поет зима – аукает…»?

- С кем автор сравнивает зиму?

- Мохнатый лес, это какой?

- Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?

- А как он шумит?

- А что значит «баюкает стозвоном сосняка»?

в) Вторичный синтез.

- Прочитайте внимательно стихотворение, приготовьтесь к размышлению над его содержанием.

- Какую зиму описывает поэт : мягкую или лютую?

- Что помогло вам это понять?

г) Анализ содержания.

- Сколько строф в стихотворении?

- Сколько строк в каждой строфе?

- Какие картины вы нарисовали, читая стихотворение?

- В каждой строфе поэт рисует законченную картину: 4 строфы – 4 картины, и в каждой свои герои. Кто главный герой в 1 строфе? (зима, во 2 строфе? (метелица, в 3 и 4 – воробьи.

- Итак, в каждой строфе свои герои, они вызывают разные чувства. Поговорим об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно.

- Прочитайте хором 1 строфу.

- Какое настроение возникло у вас при чтении этого четверостишья?

- Разберемся, что же создает такое настроение.

- Прочитайте рифмующиеся слова, так чтобы мы услышали ауканье зимы.

- Какой прием художественной выразительности использует автор, создавая образ зимы, словно человека?

- Что делает зима, будто человек, назовите глаголы.

- Что сказано об облаках. Прочитайте. Можно ли сказать, что и облака очеловечены?

- О зимнем лесе часто говорят, что он безмолвный. А у Есенина он молчит?

- Произнесем хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен, слова «СтоЗвоном СоСняка». Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукосочетаний создается ощущение озноба, звенящего на морозе дерева, звон промерзшего леса?

- Как движутся облака: плавно, рывками, быстро? Обратите внимание на сочетание звуков, позволяющих представить, как плавно плывут облака по небу. («пЛЫвут в страну даЛЕкую седые обЛАка»)

- Видите, строка звучит, потому что поэт использует какой прием?

- Перечитайте выразительно 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон стволов промерзших сосен, и глубокую тоску облаков.

- О чем 2 строфа? Автор ласково называет «метелица». Найдите и прочитайте строки о метели. Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег? С чем сравнивает снег поэт?

- Чтобы мы лучше смогли представить картину природы, поэт использует какой прием?

- Приведите примеры сравнения в этой строфе.

- Почему именно такое сравнение подобрал поэт?

- Какое главное чувство в этой строфе?

- С каким чувством Есенин рассказывает о воробьях?

- Перечитайте выразительно 2 строфу так, чтобы мы пожалели пташек.

- Жалость к воробьям особенно выражена в 3 строфе.

- Обратите внимание, какие эпитеты-определения описывают воробьев.

- Поэт противопоставляет маленьких нежных пташек бешеной злой вьюге и жалеет их.

- Какие звуки в 1-м предложении этой строфы передают дрожь воробушек? (З-Ш).

- Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в 3 строфе? Как называет он метель? (вьюга) Какая вьюга? Приведите примеры олицетворения.

- Какие звуки передают злость вьюги в 2 последних предложениях этой строфы, свист ветра, звук ставень (З-С, СТ – Т – СТ). Перечитайте эти две строки, подчеркивая голосом звуки З-С, чтобы мы почувствовали злость вьюги, сердитость, неугомонность.

- Выразительно перечитаем 3-ю строфу, передавая бешенство вьюги, страх птичек.

- Прочитайте самостоятельно 4-ю строфу и подумайте, какое чувство преобладает в ней?

- Назовите эпитеты в этой строфе.

- Прочитайте последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что не вечна зима, надо потерпеть и подождать.

- У этого стихотворения нет названия. Какое бы подобрали вы?

- А теперь перечитайте выразительно все стихотворение, стараясь передавать главные чувства в каждой строфе.

7. Физкультминутка

А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте. Как вы себя чувствуете в мороз и вьюгу? Покажите, как вы замерзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Звучит завывание ветра)

Попрыгаем, полетаем…

Поиграем в игру «Метафора». (в Приложении)

8. Продолжение изучения нового материала.

- Но не всегда зима такая сердитая и лютая. Бывает она веселая, солнечная, с играми и шутками как на картине Б. М. Кустодиева «Масленица»

Демонстрируется репродукция картины на мониторе компьютера и ее фрагменты у детей на партах.

Анализ картины.

- Какое настроение картины? Почему?

- Закройте глаза и представьте себе картину, которое нарисует ваше воображение при слушании музыки Чайковского из альбома «Времена года». Отрывок называется «Февраль. Масленица».

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Февраль».

Анализ музыки.

- Что вы представили себе, когда слушали музыку?

- А какой предстает зима в этом музыкальном отрывке? (праздничная, веселая, радостная)

- Как композитору удалось создать в музыке праздничную, живую, веселую зиму?

- Перед вами замечательная картина «Февральская лазурь», автор которой художник Игорь Эммануилович Грабарь.

Анализ картины.

- Какое стихотворение С. Есенина вы вспомнили, глядя на эту работу художника?

- Конечно же, самое знаменитое стихотворение С. Есенина о зиме - “Берёза”.

а) Первичное восприятие.

- Прочитайте стихотворение «Береза» тихо, жужжащим чтением.

б) Проверка первичного восприятия.

- Можно ли сказать, что у этого стихотворения такое же настроение, как у предыдущих?

- Какое чувство, настроение возникло у вас?

- Как автор относится к березе? Почему вы так решили?

- Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы соотнесли бы с этим стихотворением? Какой характер музыкальной мелодии?

в) Анализ поэтической речи.

- Как и во многих стихотворениях С. Есенина здесь есть выразительные средства языка – эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.

г) Исследовательская работа

Ученики получают индивидуальные карточки с заданиями: 1-найти метафоры и эпитеты

2 – найти олицетворения и сравнения.

Взаимопроверка.

г) Работа над выразительностью прочтения

- Перечитайте стихотворение и постарайтесь, чтобы все увидели нарядную, тихую, сияющую березу.

9. Обобщение. Рефлексия.

-Какими приемами воспользовался поэт С. Есенин, чтобы мы смогли лучше представить картины зимней природы и понять его чувства? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРА, СРАВННЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ и др.).

- Как вы думаете, возможно ли в лирике описать природу без этих приемов?

- А так увидел зиму современный художник, наш земляк Вадим Гришин (Слайды).

- Какие образы зимы предстали перед нами в музыке, живописи и поэзии? (ЗИМА разная : сказочная, загадочная, суровая, безжалостная, морозная, веселая, праздничная)

- Какой образ зимы вам ближе? Какое настроение создает зима у вас?

10. Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме?

(Дети предлагают свои варианты заданий)

- Выполните то домашнее задание, которое вам понравилось больше всего.

- Наш урок окончен. Молодцы!

Выставление отметок.

Фото «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»
Урок литературного чтения в 4 классе - фото

Извините, не разместила приложение, цели, оборудование.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактическая игра «Времена года»Музыкально-дидактическая игра «Времена года» Музыкально-дидактическая игра "Времена года".Цели: формировать представление о музыкальных произведениях композитора Антонио Вивальди "Времена.

Стенгазета ко Дню матери (коллективная работа-коллаж)Стенгазета ко Дню матери (коллективная работа-коллаж) Стенгазета выполняется на ватмане. 1 этап. Сначала рисуем гуашью фон стенгазеты: траву на пригорке, голубое небо, солнце слева, радугу справа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 08:29
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД