Светлана Морозова
Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок лит. чтения в 4 кл.
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Послушаем отрывок из музыкального произведения и попробуем определить, к какому времени года она подходит?
Звучит аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» ("Времена года")
- Прекрасная музыка, не правда ли?
- Верно, П. И. Чайковский своей музыкой «нарисовал» зимний месяц декабрь.
Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе „Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства“» размещена в разделах
- Зима
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Зима – прекрасное время года. Вы любите зиму? Каждый из вас по-своему представляет это время года. Какие ассоциации возникают у вас со словом ЗИМА?
- Зимушка, матушка – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Как вы думаете, почему? Может быть, и потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов. Русский народ сложил о зиме пословицы и поговорки. Пожалуйста, приведите примеры…
3. Мотивация. Постановка цели урока.
- А какие прекрасные произведения искусства посвящены зиме!
Хотели бы вы узнать, какой предстает зимушка-зима в поэзии, музыке, картинах?
- Сегодняшний урок посвящен образу зимы. У вас будет возможность увидеть ее такой, какой ее увидели поэт Сергей Есенин, композитор Петр Ильич Чайковский и художники-пейзажисты. На этом уроке, ребята, вы сможете проследить взаимосвязи поэзии, музыки, живописи.
4. Изучение нового материала.
- Сейчас мы с вами перенесемся в волшебный и сказочный зимний лес. А поможет нам вновь музыка великого русского композитора П. И. Чайковского. Закроем глаза и попробуем представить зиму в лесу.
Звучит отрывок из сборника П. И. Чайковского «Времена года». Январь. «У камелька».
Анализ музыки.
- Это был отрывок из сборника П. И. Чайковского «Времена года. Январь» Какие чувства возникли при прослушивании? Что вы услышали?
- Какую картину увидели, что вы представили, слушая музыку?
- Такой же тихой, сказочной, загадочной описал зиму поэт С. Есенин в стихотворении «Пороша». И произошло невероятное! Музыка, написанная задолго до рождения Есенина, сливается с его стихами неразрывно!
а) Анализ заголовка.
- Знаете ли вы, что такое пороша? А где можно уточнить значение слова?
СЛОВАРЬ: «Пороша – это…»
б) Первичное восприятие стихотворения. Читает учитель.
Звучит стихотворение С. Есенина «Пороша».
в) Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Каким кажется зимний лес?
г) Вторичное восприятие.
Перечитайте самостоятельно это стихотворение.
д) Лингвистическое комментирование.
- Все ли вам понятно, слова и выражения?
Использовать слайды 1-4
- К какому роду литературы и жанру относится данное произведение?
- Какая рифма по расположению в строках?
е) Проверка вторичного восприятия. Словесное рисование.
- Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Нарисуйте словами картины, которые вы увидели, какие краски использовали бы, почему?
ж) Анализ поэтической речи. Средства художественной выразительности.
- Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам эту картину природы? Обратите внимание на памятку – слайд 5. (Дети выделяют олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры).
з) Исследовательская работа (разноуровневые задания)
- А теперь проведем исследование. Первый ученик подчеркивает слова, которые помогают увидеть цвет зимы. Второй ученик подчеркивает слова, которые помогают услышать звуки зимы.
Проверка.
Вывод: в стихах Есенина мало красок, зато много звуков. Стихи переполнены любовью к родной природе, пробуждают добрые чувства.
и) Выразительное чтение стихотворения.
- Подготовьтесь прочитать стихотворение с выражением.
- Как будем читать: быстро или медленно, неторопливо?
Чтение стихотворения учащимися.
Анализ картины.
- Художник И. И. Шишкин написал картину «На севере диком…» Посмотрите на монитор компьютера…Опишите, что вы видите. Зима здесь загадочная, сказочная, таинственная.
- Что помогло вам понять сказочный образ зимы? Какие средства использовал художник?
5) Физкультминутка.
Зимушка-зима приготовила для вас игру «Наборщик» (в Приложении)
6) Продолжение изучения нового материала.
- Послушайте другое стихотворение С. Есенина, которое поможет нам понять, какая же она зимушка-зима…
а) Первичное восприятие стихотворения.
Ученик читает стихотворение С. Есенина «Поет зима…»
б) Проверка первичного восприятия.
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали стихотворение?
- Все ли вам понятно?
- Как вы понимаете выражение «Поет зима – аукает…»?
- С кем автор сравнивает зиму?
- Мохнатый лес, это какой?
- Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?
- А как он шумит?
- А что значит «баюкает стозвоном сосняка»?
в) Вторичный синтез.
- Прочитайте внимательно стихотворение, приготовьтесь к размышлению над его содержанием.
- Какую зиму описывает поэт : мягкую или лютую?
- Что помогло вам это понять?
г) Анализ содержания.
- Сколько строф в стихотворении?
- Сколько строк в каждой строфе?
- Какие картины вы нарисовали, читая стихотворение?
- В каждой строфе поэт рисует законченную картину: 4 строфы – 4 картины, и в каждой свои герои. Кто главный герой в 1 строфе? (зима, во 2 строфе? (метелица, в 3 и 4 – воробьи.
- Итак, в каждой строфе свои герои, они вызывают разные чувства. Поговорим об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно.
- Прочитайте хором 1 строфу.
- Какое настроение возникло у вас при чтении этого четверостишья?
- Разберемся, что же создает такое настроение.
- Прочитайте рифмующиеся слова, так чтобы мы услышали ауканье зимы.
- Какой прием художественной выразительности использует автор, создавая образ зимы, словно человека?
- Что делает зима, будто человек, назовите глаголы.
- Что сказано об облаках. Прочитайте. Можно ли сказать, что и облака очеловечены?
- О зимнем лесе часто говорят, что он безмолвный. А у Есенина он молчит?
- Произнесем хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен, слова «СтоЗвоном СоСняка». Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукосочетаний создается ощущение озноба, звенящего на морозе дерева, звон промерзшего леса?
- Как движутся облака: плавно, рывками, быстро? Обратите внимание на сочетание звуков, позволяющих представить, как плавно плывут облака по небу. («пЛЫвут в страну даЛЕкую седые обЛАка»)
- Видите, строка звучит, потому что поэт использует какой прием?
- Перечитайте выразительно 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон стволов промерзших сосен, и глубокую тоску облаков.
- О чем 2 строфа? Автор ласково называет «метелица». Найдите и прочитайте строки о метели. Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег? С чем сравнивает снег поэт?
- Чтобы мы лучше смогли представить картину природы, поэт использует какой прием?
- Приведите примеры сравнения в этой строфе.
- Почему именно такое сравнение подобрал поэт?
- Какое главное чувство в этой строфе?
- С каким чувством Есенин рассказывает о воробьях?
- Перечитайте выразительно 2 строфу так, чтобы мы пожалели пташек.
- Жалость к воробьям особенно выражена в 3 строфе.
- Обратите внимание, какие эпитеты-определения описывают воробьев.
- Поэт противопоставляет маленьких нежных пташек бешеной злой вьюге и жалеет их.
- Какие звуки в 1-м предложении этой строфы передают дрожь воробушек? (З-Ш).
- Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в 3 строфе? Как называет он метель? (вьюга) Какая вьюга? Приведите примеры олицетворения.
- Какие звуки передают злость вьюги в 2 последних предложениях этой строфы, свист ветра, звук ставень (З-С, СТ – Т – СТ). Перечитайте эти две строки, подчеркивая голосом звуки З-С, чтобы мы почувствовали злость вьюги, сердитость, неугомонность.
- Выразительно перечитаем 3-ю строфу, передавая бешенство вьюги, страх птичек.
- Прочитайте самостоятельно 4-ю строфу и подумайте, какое чувство преобладает в ней?
- Назовите эпитеты в этой строфе.
- Прочитайте последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что не вечна зима, надо потерпеть и подождать.
- У этого стихотворения нет названия. Какое бы подобрали вы?
- А теперь перечитайте выразительно все стихотворение, стараясь передавать главные чувства в каждой строфе.
7. Физкультминутка
А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте. Как вы себя чувствуете в мороз и вьюгу? Покажите, как вы замерзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Звучит завывание ветра)
Попрыгаем, полетаем…
Поиграем в игру «Метафора». (в Приложении)
8. Продолжение изучения нового материала.
- Но не всегда зима такая сердитая и лютая. Бывает она веселая, солнечная, с играми и шутками как на картине Б. М. Кустодиева «Масленица»
Демонстрируется репродукция картины на мониторе компьютера и ее фрагменты у детей на партах.
Анализ картины.
- Какое настроение картины? Почему?
- Закройте глаза и представьте себе картину, которое нарисует ваше воображение при слушании музыки Чайковского из альбома «Времена года». Отрывок называется «Февраль. Масленица».
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Февраль».
Анализ музыки.
- Что вы представили себе, когда слушали музыку?
- А какой предстает зима в этом музыкальном отрывке? (праздничная, веселая, радостная)
- Как композитору удалось создать в музыке праздничную, живую, веселую зиму?
- Перед вами замечательная картина «Февральская лазурь», автор которой художник Игорь Эммануилович Грабарь.
Анализ картины.
- Какое стихотворение С. Есенина вы вспомнили, глядя на эту работу художника?
- Конечно же, самое знаменитое стихотворение С. Есенина о зиме - “Берёза”.
а) Первичное восприятие.
- Прочитайте стихотворение «Береза» тихо, жужжащим чтением.
б) Проверка первичного восприятия.
- Можно ли сказать, что у этого стихотворения такое же настроение, как у предыдущих?
- Какое чувство, настроение возникло у вас?
- Как автор относится к березе? Почему вы так решили?
- Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы соотнесли бы с этим стихотворением? Какой характер музыкальной мелодии?
в) Анализ поэтической речи.
- Как и во многих стихотворениях С. Есенина здесь есть выразительные средства языка – эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.
г) Исследовательская работа
Ученики получают индивидуальные карточки с заданиями: 1-найти метафоры и эпитеты
2 – найти олицетворения и сравнения.
Взаимопроверка.
г) Работа над выразительностью прочтения
- Перечитайте стихотворение и постарайтесь, чтобы все увидели нарядную, тихую, сияющую березу.
9. Обобщение. Рефлексия.
-Какими приемами воспользовался поэт С. Есенин, чтобы мы смогли лучше представить картины зимней природы и понять его чувства? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРА, СРАВННЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ и др.).
- Как вы думаете, возможно ли в лирике описать природу без этих приемов?
- А так увидел зиму современный художник, наш земляк Вадим Гришин (Слайды).
- Какие образы зимы предстали перед нами в музыке, живописи и поэзии? (ЗИМА разная : сказочная, загадочная, суровая, безжалостная, морозная, веселая, праздничная)
- Какой образ зимы вам ближе? Какое настроение создает зима у вас?
10. Домашнее задание.
- Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме?
(Дети предлагают свои варианты заданий)
- Выполните то домашнее задание, которое вам понравилось больше всего.
- Наш урок окончен. Молодцы!
Выставление отметок.
Извините, не разместила приложение, цели, оборудование.