Светлана Морозова
Образ «Я» в психологии
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности в поведении и общении человека отражаются не только в характеристиках, которые дают ему другие люди, но и в его собственных. Центральным звеном, накапливающим знания человека о самом себе, является образ «Я».
Способность к самосознанию и самопознанию является исключительным достоянием человека, который осознает себя как субъект сознания, общения, а также действия.
Публикация «Образ „Я“ в психологии» размещена в разделах
Образ «Я»-продукт самознания, понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я», который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, образ «Я» – это внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Это представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера; субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, та или иная самооценка, высокое или не очень самоуважение; действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными себя», выражающими его «Я».
Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности:
- она способствует достижению внутренней согласованности личности;
- анализирует жизненный опыт;
- и является источником ожиданий;
К. Юнг рассматривал «самость» как первичный образ, архетип, — комплекс, существующий в коллективном бессознательном. Самость — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности. [26, 126-130]
Первый, кто стал изучать «Я» человека как источник внутренней силы, был З. Фрейд. По его мнению, развитие «Я» ребенка есть приспособление, адаптация к окружающей среде.
И. С. Кон, раскрывая понятие «я» как активно-творческое интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «я» :
1. «я» как субъект мышления, рефлексивное «я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «я» или «эго»;
2. «я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «я» или образ «я», «понятие я», «я-концепция».[10, 280]
Точная структура и полное содержание «образа Я» было описано К. Хорни. Она отделяла актуальное, «я» от идеализированного «я», с одной стороны, и реального «я» — с другой. Актуальное «я» — всеохватывающее понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное «я» — то, что имеет в виду субъект,когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное «я» — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное «я» — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное «я» — это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Реальное «я» для невротиков является возможным «я», в противоположность идеализированному «я» — которого достичь невозможно.
Л. С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста : развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.
В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я реального» и «Я идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального я» и «социального Я». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции» : образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.
Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возраста особенно, был американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.
По мнению Е. Т. Соколовой «образ-Я» - интегративное установочное образование, включающее следующие компоненты: «когнитивный - как образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности и т. д. ; аффективный - как отношение к самому себе (самоуважение, себялюбие, самоунижение и т. д.); поведенческий - как реализация на практике мотивов, целей и условий в соответствующих поведенческих актах».
В. С. Агапов отмечает, что понятие «Я-концепция» определяется как системное, интегральное и самоорганизующееся образование психики. Это сложная, переживаемая, многоуровневая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания.
Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания.
В психологии подростка появляется новая черта - более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л. С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
Таким образом, были рассмотрены основные теоретические подходы к проблеме Образа «Я» особенности ее проявления в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Сложная структура образа «Я» обусловливает его динамизм и постоянное развитие, которое не сводится к накоплению новых деталей, а ведет к перестройке, качественному преобразованию всего образа в целом.
Рассмотрены проблемы расхождения Я-реального и Я-идеального и Я-зеркального, рассмотрена структура Я. Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющейся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Также были рассмотрены особенности влияния социального окружения на образ «Я» и самооценку подростка. Хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.