Олеся Ахметова
Обоснование и содержание методики констатирующего эксперимента
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что представления об изображаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста находятся в прямой зависимости от зрительного восприятия и от зрительных предметных образов и представлений, целостности зрительного восприятия (Л. С. Цветкова). Кроме того, для изображения предмета исключительно важным является восприятие детьми формы, величины и цвета предметов. Важно установить каковы особенности предметного восприятия у детей с нарушениями речи. Поэтому цель констатирующего эксперимент состояла в определении различия в восприятии изображаемых предметов у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи.
Публикация «Обоснование и содержание методики констатирующего эксперимента» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Задачи констатирующего эксперимента :
1. Установить особенности зрительно-моторной координации, способность детей с нарушениями речи составить заданный образ по представлению;
2. Определить сформированность антиципации зрительного восприятия дошкольников, целостность зрительного восприятия.
3. Выявить особенности восприятия цвета, формы и величины детьми с нормальным речевым развитием и нарушениями речи.
В процессе проведения эксперимента были обследованы старшие дошкольники, посещающие подготовительную группу дошкольного образовательного учреждения. Они составили первую экспериментальную группу из 20 человек. Во вторую экспериментальную группу вошли старшие дошкольники с нарушениями речи, посещающие специализированное ДОУ, в аналогичном количестве.
На основе анализа методической литературы были выбраны задания, отвечающие целям и задачам констатирующего эксперимента. Экспериментальная работа проводилась с детьми индивидуально, каждый последовательно выполнял все задания. Инструкция сообщалась в устной форме. В ходе исследования создавались специальные условия: занятия проводились при дневном освещении, для работы были предложены все необходимые инструменты и материал. При выполнении эксперимента велся протокол обследования на каждого ребенка (см. приложение №1).
Задание № 1. «Недорисованные изображения» (А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина) [1].
Цель – определить сформированность антиципации зрительного восприятия дошкольников, целостность зрительного восприятия.
Содержание : ребенку также предлагается несколько картинок. На этих картинка изображены объекты и предметы, но только в незаконченном виде (не дорисована часть или половина объекта или предмета). Ребенку предлагается дорисовать объект или предмет.
Инструкция: Посмотри на картинки, как ты думаешь, что хотел нарисовать художник. Помоги художнику, дорисуй оставшиеся детали картинок.
Анализ результатов: результаты оцениваются по двум параметрам. Первый – правильно ли ребенок распознал изображение. Второй – какое количество времени он на это затратил. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.
1 – Ребенок правильно распознал изображение, и ему затратил на это не более 7 минут.
0,5 – Ребенок правильно распознал изображение, но затратил на это более 7 минут. Ребенок распознал не все изображения правильно, но затратил не более 7 минут.
0 – Ребенок распознал не все изображения правильно и затратил более 7 минут.
Задание №2. Особенности восприятия и называния детьми цвета [29, C. 189]
Цель: установить особенности восприятия и называния цвета детьми дошкольного возраста.
Подготовка к исследованию: сделать три набора кружков диаметром 3 см., окрашенных в семь цветов спектра, различающихся по светлоте: 1- темный, 2 – средний, 3 – светлый. В каждом наборе 21 кружок. Один набор наклеить на семь карточек – по три кружка на каждую.
Проведение исследования: Проводится две серии эксперимента с интервалом в один день.
Первая серия. «Группировка цвета по предложенному образцу». Перед ребенком на столе в беспорядке раскладывают два набора кружков. Экспериментатор дает ему одну из семи карточек и просит подобрать одинаковые кружки. После выполнения задания карточку убирают, а кружки вновь раскладывают на столе. Последовательно предъявляют все семь карточек.
Вторая серия. «Называние цвета предъявленных образцов». Кружки семи цветов средние по светлоте (2) располагают один под другим и просят ребенка назвать цвет каждого. Рядом с этой колонкой выкладывают кружки наиболее темные и насыщенные (1, а затем светлые (3). Ребенку предлагают называть цвет кружков, если он затруднится, взрослый называет цвет сам.
Обработка данных. Данные обеих серий заносят в таблицы. Делают выводы о том, как дети с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи дифференцируют цвета по слову-наименованию и в зависимости от цветового тона и светлоты. Выясняют индивидуальные особенности восприятия и называния цвета. Анализируют допущенные детьми ошибки.
Задание №3 «Особенности восприятия формы» [29, с. 189].
Цель: Изучить соотношение зрительного и осязательного соотношения формы [29, С. 245].
Подготовка исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т. д.).
Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 5-7 лет.
Первая серия. Зрительное ознакомление с формой. Ребенку в течение 10 сек. показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.
Вторая серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа из зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного восприятия.
Третья серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его путем зрительного восприятия.
Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и неуспешности узнавания фигур, а также среднее время ознакомления с фигурами
Задание №4 «Особенности восприятия величины» [29, С. 193].
Цель: Изучить особенности восприятия величины путем составления сериационного ряда.
Подготовка исследования. Приготовить 10 палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребенок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд».
Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и неуспешности сериационного ряда в процентах. Задание считается выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки.
Высокий уровень – дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек.
Средний уровень – дети выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу.
Уровень ниже среднего – дети выполняют задание путем проб (перестановкой палочек).
Низкий уровень – дети осуществляют нецеленаправленные действия.
Задание №5. Анализ продуктов изобразительной деятельности «Рисование с натуры».
Цель: выявить умения детей рисовать с натуры предметы.
Подготовка исследования: для обследования нужны ваза простой формы, яблоко, стакан, набор цветных карандашей – 6 штук.
Инструкция: перед вами предметы, нарисуйте их.
Проведение исследования. Исследование проводится в три серии
В первой детям предлагается нарисовать только вазу, во второй два предмета (например, вазу и яблоко, в третьей – три предмета сразу.
Фиксируется: соотнесение величины и цвета предметов, расположение их относительно друг друга.
Таким образом, на констатирующем этапе исследования использовался комплекс заданий, адекватных поставленной цели и предмету исследования.