наталья витальевна зашихина
Обогащение знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (методическая система)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить, с помощью наблюдений в природе выделять основные признаки сезона, обнаруживать взаимосвязь в живой и неживой природе.
Задачи:
Расширять и обогащать представления детей о сезонных явлениях;
Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность;
Учить устанавливать связи между сезоном и состоянием природы;
Воспитывать, интерес и любовь к природе.
Публикация «Обогащение знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (методическая система)» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Методическая система направлена на развитие и обогащение экологических знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста посредством целенаправленных наблюдений за этими явлениями в природе. Из опыта работы и анализа литературы было установлено, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. В этот период формируются первоосновы экологического мышления. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологическими знаниями : понимают общие для всех людей экологические проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. Если детей ежедневно знакомить с сезонными явлениями природы, то это позволяет к старшему дошкольному возрасту сформировать обобщенные представления о явлениях природы, выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов - и на их основе сформировать обобщенное представление.
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Для этого нами проводится ежедневное, во время прогулки, наблюдение за сезонными явлениями, мною разработано тематическое планирование наблюдений за сезонными явлениями (см. в моем блоге Тематическое планирование наблюдений, разработаны тематические экскурсии (по сезону, оформлен в виде картотеки комплекс наблюдений по сезонам, направленный на обогащение экологических знаний о сезонных явлениях. Комплекс разработан на основе недельной методики ознакомления дошкольников с сезонами С. Н. Николаевой. В него включены; наблюдения за погодой, рассматривание изменений состояния растений и покрова земли, наблюдения за сезонным трудом человека, экспериментирование и опыты.
В работе с дошкольниками по экологическому образованию был использован интегративный подход, предполагающий взаимосвязь процесса наблюдения с исследовательской деятельностью, с занятиями, моделированием, а также в организации продуктивной деятельности детей, т. е. проводилась экологизация различных видов деятельности. Проведено включение в эту работу родителей. Был оформлен информационный стенд для родителей «Времена года» с информацией о фенологических сроках сезона, народных поговорок и примет, поэтических произведений. Информация регулярно меняется за счет подборки материала по каждому из сезонов. Было проведено родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе» и экологический праздник, посвященный прилету птиц (7 апреля, где родители и воспитатели своим примером показали детям свой интерес к природе. В группе изготовлено панно «Времена года», ведется календарь природы и заполняется календарь наблюдений.
Мною практически апробирован разработанный комплекс и в марте 2010 года определена эффективность проведенной работы, путем диагностического исследования. Сравнивая результаты диагностики по экологическому воспитанию за два года можно говорить о следующем: исключительно у всех детей группы уровень экологических знаний изменился в лучшую сторону, а количество детей с низким уровнем знаний снизилось с 40% до 10%.
Проведенная работа в значительной мере позволила повысить эффективность обогащения экологических знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста.
Вывод: процесс обогащения экологических знаний о сезонных явлениях, у детей дошкольного возраста, осуществляется эффективно, при условии;
•регулярного использования комплекса наблюдений,
•поддержания устойчивого интереса к этим наблюдениям,
•уместного использования элементарных проблемных ситуаций, экспериментирования и опытов.
•фиксации наблюдаемых признаков сезонных явлений (в календаре наблюдений или в любом из видов продуктивной деятельности,
• определения детьми вывода о закономерности и взаимосвязи сезонных изменений в природе.
Кроме того, проведенная работа, с одной стороны позволила мне самой по новому увидеть в природе знакомые явления, их особенности и качества, а с другой - заметить и оценить развивающиеся в результате нашей деятельности личностные качества в каждом воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность - одно из свойств педагогического мастерства - в случае экологического образования является особо значимой, так как постоянно обогащает наш профессионализм в области контакта не только с природой, но и с детьми.