Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя СДР

Наталья Дубровина
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя СДР
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение педагогического опыта по теме:

"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей"

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

Публикация «Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя СДР» размещена в разделах

У детей формирую установку на творчество с первых шагов музыкального развития, так как считаю, что занятия музыкой должны приносить детям только радость. Для этого строю свои занятия в форме игры, маленького сюрприза, сказки. Так, знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать ее по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, когда дети узнали песню, появляется петушок игрушка папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь ласково и протяжно. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, я говорю:

Как у Пети - петушка,

Шапка выше гребешка,

Сапоги сафьяновые,

Шпоры оловянные.

Голосок у Пети

Громче всех на свете.

Ребенок двигается важно, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.

Если у меня в руках зайчик, то обязательно читаю стихотворение или потешку, или загадываю загадку о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под русскую плясовую, играет на каком- либо инструменте (бубне, погремушке, в конце занятия он обязательно играет с детьми в догоняшки, прятки, ладушки-ладошки и т. д. Эта структура занятия остается, когда я прихожу с куклой, мишкой, петрушкой, матрешкой. На занятия приношу альбомы: «Кошкин дом», «День рождения», «К нам гости пришли», где есть красочные иллюстрации по мотивам сказок; просто загадки- отгадки о домашних животных, любимых игрушках. А сколько радости доставляют детям заводные игрушки: курочка с цыплятками, утята, лягушата, медведь с бочкой меда, заяц-музыкант.

Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера: лирическими, хороводными, шуточными; текст песен подбираю небольшой, выразительный, интересный, понятный, пользуясь правилами постепенного перехода от усвоенного к незнакомому. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даю ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук («солнышко», «пирожки», «погрозить пальчиком», «постучать каблучком»).

Русская народная песня обладает огромной художественной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает его речь типично народными выражениями (травушка-муравушка, зимушка- зима, весна - красна, Ванечка-дружок и др.). На занятиях часто использую пение с голоса или добавляю (как подголосок) народный инструмент - ложки, свистульки, трещотки. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает все это незаменимым в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Простата и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций наших детей.

Для овладения музыкальной деятельности, развиваю у детей музыкально- сенсорные способности. С этой целью обратилась к народным музыкальным инструментам - бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам. С интересом, прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучания бубна-колокольчика, барабана – дудочки, совершенствовался и динамически слух (тихо-громко, звуковысотный слух

(высоко – низко, тихое и громкое звучание инструментов.

Работая с малышами над музыкально- ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Из- под дуба», «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, «Я на горку шла», «Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.

Возрастная особенность малышей раннего возраста – в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, научила детей простейшим танцевальным движениям:

• на 2-м г. ж--- кружение на месте, помахивание руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, «фонарики», качание с ноги на ногу.

• На 3-м г. ж. - «пружинка», притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и др.

• На 4-ом г. ж. – кружение в парах, движение галопом, хороводным шагом, с предметами.

Учитывая речевые трудности наших малышей, в работе постоянно использую дидактические, речевые игры и упражнения. Истоки этих игр –в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игр с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока - белобока», в играх с пальчиками я привлекаю внимание ребенка к окружающим предметам, называя их. Используемые мной игры, создают у детей хорошее настроение, вызывают радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиями, переживаниями. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Конечно же, вся работа по развитию музыкальных способностей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями:

• во время музыкальных занятий;

• интегрированных занятиях (по плану воспитателя);

• в процессе музыкальных развлечений, праздников;

• в индивидуальной работе с детьми;

• во время режимных моментов:

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Развивая музыкальные способности малышей, эмоциональную отзывчивость, умение общаться с взрослыми и сверстниками, я объединила усилия музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, дефектолога с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышей в доме ребенка.

Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач средствами музыкального искусства с детьми с проблемами не возможно без проведения диагностического обследования и определения уровня их музыкального развития.

В ходе проведенной диагностики во 2 мл. группе на начало и конец учебного года выявлены следующие знания и умения по развитию музыкальных способностей:

высокий уровень – 10%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 50% - н. г 2013. 30% детей показали высокий уровень, 50% достигли среднего уровня, 20% детей остались на уровне ниже среднего – к. г. 2014.

Полученные результаты свидетельствуют об устойчивой тенденции к увеличению количества детей с высоким и среднем уровнем музыкального развития детей.

Таким образом, целенаправленная работа, проведенная в данном направлении, положительно повлияла на уровень музыкального развития малышей. Дети стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к народной музыке.

Публикации по теме:

Научно-методическая деятельность музыкального руководителя Уважаемые коллеги! Работа музыкального руководителя, желание повысить свою квалификационную категорию, подразумевает активное участие педагога.

План по самообразованию «Оздоровление детей дошкольного возраста» Год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/ форма отчетности 2010/2011 Повышение уровня компетентности родителей в воспитании детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя СДР
Опубликовано: 18 октября 2014 в 20:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя СДР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дубровина (УИ 250341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД