Наталья Дубровина
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя СДР
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме:
"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей"
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.
Публикация «Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя СДР» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
У детей формирую установку на творчество с первых шагов музыкального развития, так как считаю, что занятия музыкой должны приносить детям только радость. Для этого строю свои занятия в форме игры, маленького сюрприза, сказки. Так, знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать ее по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, когда дети узнали песню, появляется петушок игрушка папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь ласково и протяжно. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, я говорю:
Как у Пети - петушка,
Шапка выше гребешка,
Сапоги сафьяновые,
Шпоры оловянные.
Голосок у Пети
Громче всех на свете.
Ребенок двигается важно, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.
Если у меня в руках зайчик, то обязательно читаю стихотворение или потешку, или загадываю загадку о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под русскую плясовую, играет на каком- либо инструменте (бубне, погремушке, в конце занятия он обязательно играет с детьми в догоняшки, прятки, ладушки-ладошки и т. д. Эта структура занятия остается, когда я прихожу с куклой, мишкой, петрушкой, матрешкой. На занятия приношу альбомы: «Кошкин дом», «День рождения», «К нам гости пришли», где есть красочные иллюстрации по мотивам сказок; просто загадки- отгадки о домашних животных, любимых игрушках. А сколько радости доставляют детям заводные игрушки: курочка с цыплятками, утята, лягушата, медведь с бочкой меда, заяц-музыкант.
Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера: лирическими, хороводными, шуточными; текст песен подбираю небольшой, выразительный, интересный, понятный, пользуясь правилами постепенного перехода от усвоенного к незнакомому. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даю ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук («солнышко», «пирожки», «погрозить пальчиком», «постучать каблучком»).
Русская народная песня обладает огромной художественной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает его речь типично народными выражениями (травушка-муравушка, зимушка- зима, весна - красна, Ванечка-дружок и др.). На занятиях часто использую пение с голоса или добавляю (как подголосок) народный инструмент - ложки, свистульки, трещотки. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает все это незаменимым в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Простата и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций наших детей.
Для овладения музыкальной деятельности, развиваю у детей музыкально- сенсорные способности. С этой целью обратилась к народным музыкальным инструментам - бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам. С интересом, прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучания бубна-колокольчика, барабана – дудочки, совершенствовался и динамически слух (тихо-громко, звуковысотный слух
(высоко – низко, тихое и громкое звучание инструментов.
Работая с малышами над музыкально- ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Из- под дуба», «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, «Я на горку шла», «Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
Возрастная особенность малышей раннего возраста – в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, научила детей простейшим танцевальным движениям:
• на 2-м г. ж--- кружение на месте, помахивание руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, «фонарики», качание с ноги на ногу.
• На 3-м г. ж. - «пружинка», притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и др.
• На 4-ом г. ж. – кружение в парах, движение галопом, хороводным шагом, с предметами.
Учитывая речевые трудности наших малышей, в работе постоянно использую дидактические, речевые игры и упражнения. Истоки этих игр –в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игр с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока - белобока», в играх с пальчиками я привлекаю внимание ребенка к окружающим предметам, называя их. Используемые мной игры, создают у детей хорошее настроение, вызывают радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиями, переживаниями. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Конечно же, вся работа по развитию музыкальных способностей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями:
• во время музыкальных занятий;
• интегрированных занятиях (по плану воспитателя);
• в процессе музыкальных развлечений, праздников;
• в индивидуальной работе с детьми;
• во время режимных моментов:
Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
Развивая музыкальные способности малышей, эмоциональную отзывчивость, умение общаться с взрослыми и сверстниками, я объединила усилия музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, дефектолога с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышей в доме ребенка.
Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач средствами музыкального искусства с детьми с проблемами не возможно без проведения диагностического обследования и определения уровня их музыкального развития.
В ходе проведенной диагностики во 2 мл. группе на начало и конец учебного года выявлены следующие знания и умения по развитию музыкальных способностей:
высокий уровень – 10%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 50% - н. г 2013. 30% детей показали высокий уровень, 50% достигли среднего уровня, 20% детей остались на уровне ниже среднего – к. г. 2014.
Полученные результаты свидетельствуют об устойчивой тенденции к увеличению количества детей с высоким и среднем уровнем музыкального развития детей.
Таким образом, целенаправленная работа, проведенная в данном направлении, положительно повлияла на уровень музыкального развития малышей. Дети стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к народной музыке.