Лучший педагог года

Обобщение опыта работы «Здоровьесберегающие технологии — один из видов современных инновационных технологий»

Ирина Разбойникова
Обобщение опыта работы «Здоровьесберегающие технологии — один из видов современных инновационных технологий»

Введение и актуальность проблемы

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижение новых образовательных результатов в своей работе с детьми с ОВЗ я использую здоровьесберегающие технологии. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Публикация «Обобщение опыта работы „Здоровьесберегающие технологии — один из видов современных инновационных технологий“» размещена в разделах

Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до его появления на свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет целый ряд негативных тенденций. Заболеваемость новорожденных за последние годы выросло почти в два раза. Растет число детей, родившихся недоношенными. Отмечается увеличение частоты врожденных аномалий и рост детской смертности. Как не печально, но рождение идеально здорового ребенка стало редкостью.

В связи с этим все более актуальной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения, формирования сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и образование должны стать поистине «здоровье сохраняющими».

Несомненно, что прочный фундамент здоровья должен быть заложен в детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека. Современные дошкольные образовательные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе воспитания и обучения.

Необходимые условия успешной работы по сохранению здоровья детей являются : тесное взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей, применение педагогами различных видов, методов, приемов, направленных на осуществление и решения проблем данной темы, привлекая инструкторов по физической культуре и плаванию.

Научное обоснование проблемы здорового образа жизни

Как трактует Всемирная организация здравоохранения - «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Здоровье человека зависит от стиля жизни, который характеризует поведенческие способности жизни человека, а поведение человека, тем более ребенка в первую очередь зависит от воспитания. Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Дошкольный период – очень важный период в жизни ребенка. И именно в этом возрасте педагогам, совместно с родителями необходимо сформировать правильный подход к данной теме. Установка на здоровый образ жизни у ребенка не появляется сама собой, а формируется в результате огромного труда и педагогического воздействия. При этом необходимо соблюдать:

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

-положительные эмоции.

Особого внимания заслуживает психическая сфера, основу которой составляет душевный комфорт, необходимый для адекватной поведенческой реакции. Образ жизни – это поведение человека. В психологическом словаре под поведением понимаются «действия человека (ребенка) по отношению к обществу, другим людям (сверстникам, к предметному миру».

Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Психологическая наука подчеркивает, что социальное развитие ребенка в условиях его жизни среди людей идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей (детей) друг с другом и через усвоение правил взаимодействия в мире вещей. Процесс развития личности обеспечивается и реализуется с помощью системы социальных норм и правил поведения. Образцом поведенческих правил для ребенка конечно же являются взрослые – это педагоги и родители. Во взаимодействии со взрослыми ребенок сам начинает овладевать и усваивать социальные нормы. Усвоение правил характеризуется превращением внешних требований во внутреннее ребенка к себе. Соблюдение правил и норм становится потребностью ребенка. Работа по приобщению детей к здоровому образу жизни, должна включать в себя - формирование у детей положительного отношения к правилам поведения на основе расширения круга нравственных представлений и понятий.

Накопление моего личного опыта по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, помощь родителей приобрели систематический характер в нашей совместной работе.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают

все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

• типа дошкольного учреждения,

• от продолжительности пребывания в нем детей,

• от программы, по которой работают педагоги,

• конкретных условий ДОУ

• профессиональной компетентности педагога,

• показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

1. Медико-профилактические

2. Физкультурно – оздоровительные

3. Обеспечение социально-психологического благополучия

4. Образовательные

5. Непосредственное обучение здоровому образу жизни

Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии – это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

• формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

организация образовательного процесса в детском садике без

• негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

• закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

• проведение профилактической оздоровительной работы;

• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

• мотивация детей на здоровый образ жизни;

• формирование полезных привычек;

• формирование валеологических навыков;

• формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой

Обеспечение комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные формы и методы оздоровительной работы.

Инновационность, оригинальность, эффективность представляемого педагогического опыта

В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

В период дошкольного детства у ребенка закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. Поэтому этот период можно считать началом формирования личности.

Современное сочетания традиционного и инновационного развивает у детей повышенный познавательный интерес, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоцианальное состояние. Это дает результативность в применении новых форм работы. У детей выявляется творческий потенциал и развиваются их двигательный способности, всестороннее развитие личности, «открытие для себя».

Проблема здоровья дошкольников в современном мире осознается, как общенациональная и государственная. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности ответственности ребенка.

Стандарт определяет содержание образовательной области для дошкольников «физическое развитие», которая включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты);

- формирование начальных представлений о видах спорта, овладение подвижными играми, с выполнением правил;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становлении ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Для решения этих задач и реализации указанного содержания необходимо выстроить модель физического развития в дошкольных образовательных организациях, которая скоординировала бы усилия и педагогов, и родителей в вопросах физического развития ребенка и обеспечила постоянно низкий уровень заболеваемости детей.

Я считаю, что приобщение детей к здоровому образу жизни в условиях ДОУ, внедрение инновационных педагогических технологий эффективно, так как в своей работе ежедневно использую здоровьесберегающие методики. Они не только полезны, но и помогают с помощью игровых приемов сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие, а также повысить адаптивные возможности детского организма.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути и педагогические условия в физическом развитии детей на основе игровой деятельности, с внедрением здороровьесберегабщих методик.

Виды современных здоровьесберегающих технологий :

• медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, организация прогулок и т. д.)

• образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Применяя такие методы, как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику (пальчиковую, для глаз, физкультурные занятия, занятия по ЗОЖ, самомассаж, дорожки здоровья, спортивные праздники я тем самым повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на укрепление и сохранение здоровья. Использование этих здоровьесберегающих технологий помогает мне воспитывать у наших детей интерес к обучению, повышать познавательную активность и, самое главное, улучшать психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

• осязательных ощущений;

• координации движений пальцев и рук;

• творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это одна из важных разновидностей гимнастики. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

• массаж;

• действия с предметами или материалами;

• пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

• снятия напряжения;

• предупреждения утомления;

• тренировки глазных мышц;

• укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.

Цель психогимнастики заключается в следующем:

• проведение психофизической разрядки;

• развитие познавательных психических процессов;

• нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

• коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогимснастика представляет собой курс из специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и предусматривают разыгрывание:

• этюдов с использованием мимики и пантомимы;

• этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

• этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика - это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.

Цель ритмопластики:

• восполнение «двигательного дефицита»;

• развитие двигательной сферы детей;

• укрепление мышечного корсета;

• совершенствование познавательных процессов;

• формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой.

Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 20 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

• проявить эмоции, переживания, фантазию;

• самовыразиться;

• снять психоэмоциональное напряжение;

• избавиться от страхов;

• стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

В домашних условиях по нашему заданию, используя советы педагогов родители разучивают:

- валеологические песенки - распевки (несложные тексты, поднимающие настроение, подготавливающие голос к пению)

- выполняют вместе с детьми дыхательную гимнастику (для развития певческих способностей детей);

- артикуляционную гимнастику (закрепление полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем).

Заключение

Внедряя такие здоровьесберегающие технологии в комплексе работы с родителями, я пришла к выводу, что у детей повышается интерес к обучению, увеличивается объем памяти, словарный запас. Произошли изменения в укреплении костно-мышечной системы, что повышает физическую выносливость и показывает более высокие результаты по физической готовности к школе. Снизился уровень заболеваемости в нашей группе.

Публикации по теме:

«Посещение на дому» — один из видов работы с родителями»«Посещение на дому» — один из видов работы с родителями» «Посещение на дому» - один из видов работы с родителями». Работая в детском саду более 30 лет, невольно задумываешься над тем, какой огромный.

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Логоритмика — один из видов здоровьесберегающих технологий Логоритмика - один из видов здоровье сберегающих технологий. В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Здоровьесберегающие технологии — один из видов современных инновационных технологий»
Опубликовано: 18 июня 2024 в 12:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Здоровьесберегающие технологии — один из видов современных инновационных технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Разбойникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД