Юлия Буторева
Обобщение опыта работы по теме «Юные краеведы»
▼ Скачать + Заказать документы
Какая притягательная сила заключается в том, что окружает человека с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, он вспоминает их с теплотой и любовью, а, живя где – либо, постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края?
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» - В. Сухомлинский. Очень верные слова. Нет, и не может быть настоящего человека без любви к родному краю, без бережного отношения к его природе. Но как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?.
Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Юные краеведы“» размещена в разделах
Надо научить детей видеть, что Север –это не только холод и снег, не только долгие зимние ночи, но и длинные светлые дни, когда солнце совсем не уходит за горизонт, это не только яркие холодные звезды на темном небе, но и крупные, красивые звезды, цветы летом.
Реализацию проекта «Юные краеведы» я спланировала в виде кружковой работы, так как считаю это наиболее важным «ядром» в нравственно – патриотическом и духовном развитии личности.
Цель кружковой работы была направлена на формирование эколого – патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей, культурой и природой родного края.
Были поставлены следующие задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения Норильска и Таймырского полуострова;
2. Развивать интерес к труду взрослых, связанных с промышленностью города;
3. Познакомить детей с творчеством «местных» писателей, поэтов.
4. Дать представление о неповторимой красоте северных широт;
5. Знакомить детей с многообразием животного и растительного мира;
6. Воспитание интереса к окружающему, любви к «малой» Родине.
Мной был разработан перспективный план работы кружка :
№ П /П Мероприятия
Время проведения
1. • Вводный рассказ воспитателя об истории Норильска ;
достопримечательностей города;
• Экскурсия «Путешествие по городу»
• Рассматривание иллюстраций фотоальбома «Норильские хроники»
• Итоговое занятие : Конкурс чтецов «О тебе Норильск»
Сентябрь
Октябрь
2. • Беседа с детьми на тему «Я. Моя семья, мой дом, моя улица»;
• Знакомство с картой Норильска;
• Знакомство с гербом города Норильска и его историей;
• Презентация альбома с фотографиями улиц города;
Ноябрь
Декабрь
3. • Знакомство с календарем природы Таймыра и красноярского края;
• Знакомство с полярными маками;
• Знакомство с ягелем (олений мох);
• Литературный вечер, посвященный творчеству долганской поэтессы Огдо Аксеновой.
• Рисование на тему «Природа Севера»;
ежемесячно
Январь
Февраль
4. Беседы с детьми:
• «Уникальное животное Севера - олень»;
• «Хозяин Севера – белый медведь»;
• Рисование на тему
«Северные олени»; Март
Апрель
Май
5. • Консультация для родителей «Малая Родина»;
• Консультация для родителей «Животные тундры и лесотундры»;
• Консультация для родителей «Названия улиц города – откуда они взялись?»
• Вовлечение родителей в сбор информационного материала для уголка «Краевед»
В течение года
Работа велась по блочно :
Первый блок «Город на вечной мерзлоте» был посвящен знакомству детей с историей города, его жителями. Ребята с удовольствием слушали стихи о Норильске, разучивали их; рассматривали иллюстрации фотоальбома «Норильские хроники», делились впечатлениями.
Второй блок «Улица, на которой я живу» был посвящен знакомству с улицами города. На этом этапе ребята с интересом знакомились с гербом города Норильска и его историей; изучали карту Норильска. Совместно с родителями был составлен фотоальбом «По улицам города».
Третий блок «Природа Севера» был посвящен знакомству с многообразием растительного мира, с природными условиями заполярья. На литературном вечере, посвященном творчеству Огдо Аксеновой,ребята смогли познакомиться с творчеством долганской поэтессы, самобытной культурой народов Севера. Почувствовать красоту поэтического описания явлений природы.
Четвертый блок «Кто где живет». Здесь ребята познакомились с такими животными Севера, как олень, белый медведь. С интересом рассматривали энциклопедии, иллюстрации. Делились полученными знаниями со сверстниками, родителями.
Пятый блок был посвящен работе с родителями. Они не только были познакомлены с историей и природой Таймыра, но и с удовольствием сами принимали участие в поиске информации, фотографий для создания краеведческого уголка.
В результате этой деятельности дети нашей группы смогли ближе познакомиться с историей, бытом, природными условиями города, в котором живут. Так как дошкольный возраст является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к людям, родной природе, Родине.