Свиридова Елена Викторовна
Обобщение опыта работы «Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие».
Освоение детьми социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации.
Одним из важнейших аспектов социализации личности является социализация в процессе трудового обучения.
Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Мои наблюдения за детьми показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда других людей). Не каждый ребенок владеет умением общаться, трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда. Я считаю проблему формирования детского коллектива посредством трудовой деятельности актуальной, одной из важнейших и значимых задач для обучения и воспитания дошкольников.
Разные виды трудовой деятельности являются средством как для развития речи детей, так и открывают большие возможности для формирования умений и навыков работы в коллективе.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, культурно - гигиенические процедуры).
Учитывая индивидуальные способности детей, организую взаимопомощь, способствую проявлению внимания друг к другу, формирую положительные взаимоотношения.
Одновременно с развитием умений провожу словарную работу. Обогащаю словарь существительных названиями предметов гигиены и частей лица, когда умываются дети. Названия частей тела, одежды, обуви, головных уборов активизируются при сборах на прогулку и после нее. Помимо словаря существительных в речи детей должны быть разнообразные слова-действия (глаголы, так как именно они являются связующими звеньями при постройке предложений. При самообслуживании детей обязательно уделяю внимание развитию глагольного словаря, уточняем значение слов и упражняемся в словообразовании. Обращаю внимание на свойства и состояние предметов: грязный - чистый, запачканный, мокрый - сухой, влажный, отглаженный – мятый, намыленный и др.
Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем или учителем-логопедом для занятия, и т. д.
Периодически выполняя поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др., каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы. Привлекаю детей к взаимоконтролю, умению оценивать действия товарищей. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Провожу этические беседы: ”Помогу- ка другу я”; ”Мы поссоримся и помиримся”; ”Как положено друзьям, всё мы делим пополам” и т. д.
В процессе реализации трудовых навыков одновременно отрабатывается трудовая лексика. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми ввожу в их речь названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие). Использую в это же время игры на словообразование названий посуды: для сахара – сахарница, для хлеба - хлебница, для масла – масленка и т. д. Также образуем слова-признаки из существительных при игре «Какое получится блюдо из?» : каша из пшена – пшенная, каша из гороха – гороховая, суп из картофеля – картофельный и т. д. Дети должны составлять правильные фразы, используя правильные глаголы в зависимости от действий, которые они производят: накрываем, расставляем, ставим, переставляем, раскладываем, расправляем, От словосочетаний и предложений дети учатся постепенно переходить к составлению связных текстов на тему «Дежурство в саду» или «Мой день в детском саду» и т. д. При уборке постелей вырабатываю у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, поправлять подушку, простыню и т. д. Заодно закрепляем названия постельного белья, частей кровати, ориентировку в пространстве (левый верхний угол подушки, нижний правый угол матраца). Во время этой работы ввожу в лексику детей слова: застелил, расстелил, расправил, заправил, поправил, выправил, разгладил, встряхнул, взбил и т. д. Учу детей обращаться друг к другу за помощью, просить недостающие предметы. Во время уборки игрушек в группе дети озвучивают свои действия и строят предложения, активно используя предлоги (Я поставил мотоцикл на полку. Я положила куклу в коляску. Я поставил грузовик под этажерку и т. д.).
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, озеленение участка и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. Например, во время работы на территории детского сада дети должны подметать и поливать площадку, помогать расчищать от мусора дорожки, научиться выбирать необходимый для работы инвентарь, правильно им пользоваться. С приобретением трудовых навыков, дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки, спецодежды (перчатки, фартуки и т. д., словами-действиями (мести, сметать, заметать, подметать, выметать, лить, поливать, рыхлить, пропалывать, прореживать и т. д.) В ходе данной работы воспитываю у детей чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, учу их помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам и педагогам. При уходе за комнатными растениями, наряду с привитием умений поливать, рыхлить землю, протирать листочки ввожу в лексику детей слова: растения, садовые, комнатные, стебель, лист, цветок, корень, лепесток, поливать, опрыскивать, ухаживать и др. Рассказываю детям о различных комнатных и садовых растениях, учу находить сходства и различия в строении растений и уходе за ними, тем самым обогащая речь детей сложными предложениями. При выполнении всех этих работ создаю ситуации, способствующие разговору детей друг с другом на конкретные темы в конкретных условиях, связанных с трудовой деятельностью. Коммуникативная функция речи, таким образом, осуществляется в непринужденной обстановке, но на заданную тему.
Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит доступный ремонт игрушек, сортирование природного материала, тонирование бумаг для рисунков и аппликаций, изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
В процессе работы в непринужденной обстановке побуждаю детей пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине, материалу, тактильным ощущениям и пр., таким образом, составляются несложные описательные рассказы. Так же создаю у детей интерес и уважение к результату своего труда. Поделки должны быть не только индивидуальными но и коллективными. В процессе создания коллективной поделки ребята учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, что составляет одну из основных сторон культуры труда.
При знакомстве детей с трудом взрослых рассказываю и показываю как взрослые трудятся : сначала в ближайшем окружении в повседневной жизни (труд няни, повара, медика). А затем детей знакомлю с тем, как трудятся взрослые за пределами дошкольного учреждения. При этом каждый раз объясняю, какое значение для всех людей имеет труд каждого. Наряду с формированием представлений о труде взрослых проводится организация трудовой деятельности самих детей.
При беседах о труде людей, при чтении художественной литературы используется трудовая тематика. Здесь дети знакомятся с предметами труда, их действиями, признаками, с различными профессиями и трудовыми операциями.
На тему труда за время работы подобран определенный речевой материал, который активно используется в педагогическом процессе: стихи, пословицы и поговорки о труде, загадки о профессиях, орудиях труда, инструментах. Предусмотрены различные формы работы : занятия, экскурсии и наблюдения, чтение художественной литературы, игры (различных видов, театрализация, трудовая деятельность, праздники и развлечения.
В процессе работы активно изучаем оборудование некоторых рабочих мест (на колхозной ферме, в школе, на почте и др., спецодежду (врача, повара, пожарника, механизатора и т. д., орудия и инструменты труда (топор, молоток, веник, лейка, рубанок, швейная машина, кастрюля, половник и т. д., а также профессии.
Совместный труд детей — сложная форма коллективной детской деятельности, предполагающей достижение общей цели через выполнение последовательных трудовых действий, который переходит от одного участника трудового процесса к другому. Все трудовые действия при этом имеют определенную завершенность.
Совместной работе детей предшествуют групповые занятия, на которых я знакомлю детей с трудовыми задачами, правилами их выполнения, распределением обязанностей между детьми.
Организовывая совместный труд детей, я должна продумать все основные компоненты руководства этой деятельностью. Определить место и время для совместного труда детей, продумать его содержание и формы исполнения, распределение обязанностей между детьми, обеспечить согласованность в их действиях, общее руководство всем коллективом.
Игровые приемы:
1. Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Буратино, лесной житель, мультипликационного героя).
2. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.
3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.
4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач) .
5. Внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка) 6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.