Юлия Базаева
Обобщение опыта работы на тему «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому я считаю, что одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Публикация «Обобщение опыта работы на тему „Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок - все это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Экологическое воспитание поможет научить детей понимать и себя, и все что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? При помощи дидактических игр.
Особое значение в экологическом воспитании дошкольников занимают дидактические игры, в которых обучение детей идет через различные методы занимательного и познавательного материала. В процессе игр дети закрепляют, расширяют и систематизируют имеющиеся у них экологические представления. Также игры развивают способность играть вместе и договариваться.
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира. Она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Через игру у ребенка формируется примитивное представление об окружающем его мире и обогащение кругозора. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических.
Как сказал Сухомлинский Василий Александрович “ Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный приток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательность”.
Таким образом, гипотезой данного исследования является предположение о том, что дидактические игры могут быть эффективным средством формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.
Цель: показать роль и значение дидактических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Расширять знания детей об окружающем мире, их кругозор;
Обогащать развивающую предметно - пространственную среду дидактическими играми, наглядно - иллюстрированными пособиями, обеспечивающими формирования экологических представлений у дошкольников.
Содействовать формированию у детей представлений о ценности природы и правилах поведения в ней.
Повышать компетентность родителей в вопросах использования дидактических игр для формирования экологических представлений у дошкольников.
Формы работы с детьми :
совместная работа с детьми,
индивидуальная.
Для работы с детьми по этой теме, в группе была оформленна предметно - пространственная среда по экологии. А именно:
- Картотеки игр по экологии, картотека опытов по экологии;
- Большой выбор настольно - печатных игр;
- Много было разработанно авторских дидактических игр по экологии.
Существуют следующие виды игр:
- игры с предметами,
-настольно - печатные игры,
- словесные игры.
Рассмотрим каждый вид игр:
1. Игры с предметами - это игры с игрушками, листьями, семенами, цветами. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.
2. Настольно-печатные игры - разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: “Найди детенышей”, “Ягоды и фрукты”, “Кто, где живет?”, “Подбери листок к дереву”, “Назови лишний предмет”. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождаются словом. Они помогают развивать мыслительные процессы.
3. Словесные игры - отличаются тем, что процесс решения содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью закрепления знаний и функциях и действиях тех или иных предметов, обобщение и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Результатом своей работы, считаю, что использование дидактических игр помогло повысить интерес детей к живой и неживой природе, желание ухаживать за объектами живой природы, развитию нравственного интнреса детей, расширение кругозора, а так же повысился % выполнения программы по экологическому воспитанию (75%).
Повысился интерес родителей к созданию дидактических игр и пособий, а так же макетов “Аквариум”, “Домашние животные”, “Сезонное дерево”. Что благоприятно влияет на экологическое воспитание детей.
В дальнейшем планирую пополнять РППС по экологии, что даст возможность качественно улучшить работу по экологическому воспитанию детей младшего возраста.