Любовь Русын
Обобщение опыта работы «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для меня остаё тся: как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?
Публикация «Обобщение опыта работы „Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет“ (часть 1)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему: «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3-4 лет».
Наиболее важной целью при работе с детьми я ставлю формирование познавательно – речевого, интеллектуального развития у детей младшего дошкольного возраста посредством игры, ведущего вида детской деятельности.
Организация подвижных игр в дошкольном учреждении не бывает спонтанной.
Работа характеризуется рядом условий, обязательных для соблюдения:
1. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
2. Предварительно нужно провести с детьми беседу с целью правильного понимания победы и поражения, чтобы любой исход игры не стал для одних чрезмерной эйфорией, для других – непреодолимым несчастьем. Нужно уметь создать ситуацию успеха, что означает настроить детей на успех. Ребенок, привыкший проигрывать, не может сосредоточиться, чувствует себя неловко, обрекая себя на новый провал. Уверенный ребенок напротив, обладает повышенной самооценкой, считает, что он лидер, ему подвластно все, чем продвигается к еще одной победе.
3. Поэтапный переход от коллективных игр к подвижным играм, нацеленным больше на индивидуальный результат.
4. Требование соблюдения правил игры. Необходимо уметь грамотно распределять роли.
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Игра – это отдых от серьезной работы для восстановления сил. Игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Подвижные игры в дошкольном возрасте приносят не только удовольствие, но и имеют определённую цель.
Работая по данной теме я поставила перед собой следующие цели:
Образовательные:
1. подготовить к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами.
2. с помощью подвижных игр развивать не только физические способности детей, но и активизировать их умственную деятельность.
Развивающие:
1. развивать разностороннюю личность, т. е. создавать условия для самореализации личности ребёнка в обществе.
2. развивать гуманные, нравственные отношения между детьми.
3. развивать в детях осознанность, решительность, организованность, что является предпосылкой участия его в подвижных играх, направленных на познавательное, умственное развитие.
4. развивать основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь.
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к правам человека и его свободе,
2. воспитыватьуважение к родителям, культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой проживает.
3. воспитывать уважение к окружающей природе.
4. воспитывать дружеские отношения между детьми.
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Поэтому, я считаю, что произведения русского народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
Для решения задач по формированию звуковой культуры речи, я использую различные виды русского фольклора : заклички, колыбельные, скороговорки, считалки, загадки, жеребьёвки и т. д., которые развивают умение регулировать темп, громкость и дыхание.
Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с одним из видов фольклорного жанра - считалками.
Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Одна из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.
У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.
Специалисты считают, что такая форма отражает психологические особенности ребёнка, соответствует его восприятию действительности.
Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их к взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым. Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником.
Новым способом освоения мира становятся загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов - метафора. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его признаки, причё м в опоэтизированной форме: "На горку бегом, а с горки кувырком". Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире. Иногда загадка строится на метонимии: предлагается угадать целое по названной части или предмет по его функции. Как и другие малые жанры фольклора, по форме загадка представляет собой ритмически организованное, а иногда и рифмованное высказывание.
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Солнышко, солнышко.
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик,