Панкова Наталья
Об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда детского сада с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях, поэтому вопросам взаимодействия детского сада с семьёй уделяется большое внимание. Особенно важно тесное взаимодействие с семьёй в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения речи, так как детям данной категории требуется особое отношение не только со стороны педагогов, но и родителей.
Публикация «Об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда детского сада с родителями воспитанников» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между учителем - логопедом ДОУ и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.
Важнейшими признаками ЕОП и одновременно условиями его создания служат определение и принятие участниками образовательного процесса:
• общих целей и задач воспитания дошкольников;
• выработка и принятие единых требований предъявляемых к ребёнку дома и в ДОУ;
• выработка общего подхода к решению проблем воспитания.
Изучение семей показало, что поведение родителей, воспитывающих ребёнка с нарушениями речи, имеет ряд особенностей:
родители не замечают особенностей личности ребёнка, не догадываются, что у ребёнка есть речевые недостатки;
родители озабочены имеющимися у ребёнка проблемами, но считают, что нарушение не серьёзное и само пройдёт;
родители, заинтересованные в занятиях, но их, к сожалению, меньшинство;
Кроме того, в последнее время наблюдается некоторое самоотстранение родителей от воспитательной функции и перекладывание данной проблемы на дошкольное учреждение, а затем и на школу. Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях,
Формирует инертность родителей и потребительское отношение к педагогу и системе образования в целом.
Очевидным оказывается тот факт, что работа с родителями, должна стать неотъемлемой частью коррекционной работы, тщательно планироваться и осуществляться регулярно и целенаправленно. Эффективность коррекционной работы будет выше, если нас будут понимать, помогая своим детям, социально значимые, близкие люди – родители.
Формируя у родителей основу заинтересованности совместной работы, необходимо объяснить им, что на взрослых лежит ответственность за создание мотивации к играм и занятиям дома.
В основе работы с семьями лежат следующие принципы:
1. Систематичность проведения работы.
2. Целевое планирование.
3. Ориентированность на конечную цель.
4. Учёт родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.
С учётом этих принципов строятся подходы к взаимодействию с родителями.
В своей работе по данному направлению я использую традиционные формы, такие как:
1. Ведение индивидуальных тетрадей - дневников, которых отражается дата занятия, его тема, этап работы над звуком и рекомендуемые упражнения для совместного выполнения ребёнка и родителя.
Дневник призван обеспечить постоянное общение, извещать о тех или иных изменениях. С помощью дневника родители вовлекаются в педагогический процесс, обеспечивается обратная связь.
2. Родительские собрания, плановые и по заявке педагогов и родителей групп.
Как, правило, выступления на собраниях носят просветительский либо организационный характер.
3. Индивидуальные консультации и беседы с родителями :
• По результатам первичного обследования речи детей НДОУ;
• В процессе коррекционно-развивающей работы в течение года;
Это наиболее доступная и распространённая форма установления связи учителя-логопеда с семьёй. Её целью является обмен мнениями и достижение единой точки зрения по тем или иным вопроса коррекции и развития речи ребёнка.
При планировании беседы я заранее продумываю, с чего начну её, какие вопросы задам родителям. Стараюсь, чтобы беседа имела живой характер, доброжелательный и дружеский тон, чтобы родители располагали достаточным временем, для того, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы. В процессе беседы информирую родителей о ходе коррекцинно-развивающей работы с ребёнком, делая упор на позитивную информацию, стараясь избегать оценочных суждений о ребёнке.
4. Семинары – практикумы и мастер-классы.
Они тоже несут просветительскую функцию, но помимо теоретических знаний снабжают родителей и практическими приёмами для игр и занятий с детьми.
5. Родительские конференции.
Эта форма взаимодействия с родителями позволяет обобщать, систематизировать и пропагандировать психолого-педагогические знания, полученные родителями в течение определённого периода.
6. Анкетирование родителей.
Позволяет охватить исследованием большое количество родителей, уточнять представления родителей по тому или иному вопросу, получать от них предложения.
7. Дни открытых дверей.
Я работаю с ребёнком, а маму прошу наблюдать, фиксировать ход занятия, а также предлагаю маме поучаствовать в отдельных эпизодах занятия с ребёнком. При этом активно участвуют все трое, логопед вместе с ребёнком и мама, как партнёр по игре.
Когда родители начинают играть с ребёнком на занятии в детском саду и дома, делая артикуляционную гимнастику, закрепляя звуки речи, наклеивая или рисуя картинки в логопедическую тетрадь, они учатся видеть и понимать малыша, строить взаимодействие уже не только на бытовом уровне. Родитель информирован о том, чего от ребёнка ждать и как ему надо помочь.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Её задача - систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами результатами воспитания и развития детей.
• Местом размещения информации служат информационные стенды. В нашем детском саду их два : «Речецветик» и «От звука к слову». Существуют и регулярно оформляются стенды «Говори правильно». Данные стенды призваны формировать культурную и правильную речь взрослых, следуя указанным ударениям в словах.
• Также, размещается информация в родительские уголки, оформляются папки-передвижки
• Для родителей, которые по тем или иным причинам не смогли посетить родительское собрание или другое мероприятие составляются памятки.
• Кроме того, в нашем детском саду регулярно уже много лет выпускается газета «Росточек». Я регулярно публикую в ней свои статьи. А также, выпускается логопедическая газета, которая называется «Речевой альманах». Она предназначена для родителей и детей младшего и среднего возраста, поскольку эта категория менее охвачена вниманием.
• Размещаю свою информацию на сайте детского сада, сообщаю о проведённых мероприятиях, публикую свои статьи, отвечаю на вопросы родителей.
Я стараюсь, чтобы информация была доступной, интересной и необычно оформленной.
Но нельзя идти только традиционными путями. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
В связи с этим были созданы детско-родительские клубы. Клуб, которым я руковожу, называется «Речевичок».
Основной целью клубной работы с родителями является педагогическое просвещение и сопровождение семей, воспитывающих дошкольников. Ещё одна важная задача, решаемая в клубной работе, - установление доверительных отношений между учителем-логопедом и родителями.
Первое собрание было посвящено теме общения детей и родителей в семье.
Была проведена большая предварительная работа:
Анкетирование детей на тему «Как я общаюсь дома».
Сняты видеоролики на эту тему.
На собрании родители заполнили анкету на тему «Общение родителей с детьми» и им для сравнения были представлены анализ ответов детей и фильм «Общение». Затем родители показали детям сценку воспитательного характера «Уточка Глаша», в которой говорилось о правилах общения детей друг с другом. После этого дети с родителями поиграли в совместные игры и «вырастили» «Дерево мудрости», листочки которого изготовили дети, а родители написали на них свои пожелания.
В рамках работы клуба был проведён детско-родительский проект «Я и моё имя».
Проектирование это тоже одна из форм работы с родителями, которая всё чаще используется в системе дошкольного образования с целью развития у детей познавательно-речевой и поисковой активности детей.
В ходе предварительной работы были взяты интервью у детей «Это я» (рассказы детей о себе).
Дома родителями с детьми была осуществлена поисково- исследовательская и творческая работа и подготовлены визитные карточки детей под названием «Моё имя» в которых дети рассказывали о том, почему их так назвали и представляли своё имя, сделанное из подручных материалов. Результатом этой работы и конечным продуктом проекта стали альбомы «Это мы девочки» и «Это мы мальчики». Альбомы состоят из отдельных страниц, посвящённых каждому ребёнку, под названием «Это я».
Презентация этой работы прошла на собрании клуба «По-разному зовутся дети». В ходе собрания мы с детьми выяснили, для чего нужны людям имена, какие были имена в древней Руси и с какие стали с приходом христианства. Поговорили о значении и происхождении имён и том, как называют детей в настоящее время. Мы узнали, что детей с одинаковыми именами называют «тёзки» и что имена умеют «расти». Поиграли в игру «Назови ласково соседа». Затем дети с родителями представили свои визитные кар точки и посмотрели интервью. Кульминацией праздника было вручение именных воздушных шаров и презентация альбомов, которые в дальнейшем выставлены в группе для просмотра и использования на занятиях по теме недели «Мальчики и девочки» и «Моя семья»
Таким образом, формы организации мероприятий с родителями могут быть различными. А правильно построенное взаимодействие с ними позволяет :
Повысить эффективность коррекционно-развивающей работы;
Включить родителей в активную совместную деятельность с детьми и педагогами;
Обеспечить единство коррекционно-педагогических воздействий ДОУ и семьи;
Достичь положительных эмоционально-нравственных взаимоотношений родителей и детей;