Франк Елена
Нужно ли современных детей учить писать красиво?
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что учить детей каллиграфии - это необходимость. Даже, если в недалекой перспективе все будут набирать на компьютере и пользоваться гаджетами.
Во-первых, при печатании и письме рукой задействованы различные отделы мозга (не буду вдаваться в подробности). Так что учить красиво писать детей надо ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Во-вторых, при письме формируется дополнительный образ слова «кинетический», человек запоминает слово в движении. Если привести в пример методику Марии Монтессори, то детей обучают чтению через фонетический анализ и «написание» слов (произносится слово и выкладываются вырезанные из фанеры буквы и эти буквы прописные ; когда слово выложено, ребенку предлагают «написать» его, обвести выложенное прописными буквами слово пальцами). То есть для запоминания слова задействуются еще и структуры мозга отвечающие за тонкие движения. Я бы сказала, что «каждая буква ощущается на вкус»,, прописывая слово, рука будто исполняет небольшой танец, такая вот своеобразная магия.. В вальфдорской системе также обучение детей письму – это своеобразное искусство.
Публикация «Нужно ли современных детей учить писать красиво?» размещена в разделах
В-третьих, (это я уже размышляю, как специалист в направлении психодинамической коррекции и песочной терапии) взглянем на процесс письма с точки зрения такого направления, как песочная терапия: в классическом сеансе песочной терапии человеку предлагают построить свой мир, и он вдумчиво, тщательно, бережно, аккуратно создает его, заполняя плоскость «песочного листа». Во время этого действа осуществляется глубокий внутренний самоанализ. То же происходит, когда мы записываем, заполняем плоскость листа своими мыслями, чувствами, осознаем их, анализируем - это такой же внутренний самоанализ.
В-четвертых, предлагаю рассмотреть процесс письма взглядом арт-терапевта. В Китае и Японии иероглифы выписывают, у них процесс письма – искусство. В процессе рисования человек передает свои эмоции и чувства, свое настроение. Часто, после того, как человек создаст видимый, ощутимый образ, у него стабилизируется или улучшается эмоциональное состояние, происходят позитивные изменения в мировосприятии (приходят на ум слова Юры Красного : «Арт – всегда терапия»).
А если прописывать слова-эмоции, слова-мысли, которые волнуют разными красивыми буквами, разными материалами, разными цветами? Как станет изменяться самоощущение? Я пробовала. Успешно. Такая себе КАЛЛИГРАФОТЕРАПИЯ. Есть люди, которым трудно сразу начать рисовать или передавать чувства в других арт-техниках, а писать умеют практически все взрослые. Тут уж мысль моя «понеслась» : может быть написание слов на заборах – это тоже своеобразная каллиграфотерапия? («Нужно многое знать и немало уметь, чтобы мелом писать на заборе слова» Григорий Остер).
В-пятых, почерк характеризует каждого из нас как индивидуальность. Особенности написания, наклон, округлость или острота букв, промежутки между словами, расстояния между строками, само размещение строк на листе бумаги изменяется в зависимости от настроения и эмоционального состояния. Иногда почерк передает наше отношение к тому или иному человеку: нашу любовь, симпатию, нежность, сочувствие, все то, что мы сейчас выражаем смайликами.
В-шестых, писать труднее и дольше чем печатать, так что написание рукой требует от нас четкости, лаконичности мыслей, суждений, формулировок, изначального обдумывания того, что мы пишем (потому что лист – это не Word на мониторе, клавишей «delete» один написанный фрагмент удалить невозможно, или зачеркивай, или весь лист переписывай). Каждое написанное слово ценно.
pBmlV01k0Vw
В-седьмых, при печатании активнее задействуется провое, образное полушарие мозга, так что слова и тексты запоминаются целым образом: общим содержанием, эмоциональной насыщенностью. При письме рукой более активно левое полушарие, которое отвечает за процессы анализа и синтеза информации, так что, написанная рукой информация обрабатывается по-другому: выделяются ключевые аспекты, главная мысль… для меня оказалось интересным то, что я помню все свои стихотворения, которые написала от руки в тетрадь, и чаще эмоционально нравятся больше те стихи, которые были напечатаны мною на компьютере.
У наших детей есть уникальная возможность научиться писать и печатать, то есть гармонично развивать оба свои полушария.
Очень важно: КТО и КАК учит маленького человека писать. Если представить процесс написания букв как сотворение чего-то красивого, что сродни рисунку или картине. Если дать ребенку возможность получать удовольствие от процесса письма. Если помочь ребенку найти способ незаметно исправлять свои ошибки (например, писать простым карандашом, и в случае ошибки стирать теркой, и уже верно заполнять образовавшееся пустое пространство). Если убрать негативные оценки качества письма маленького человека. У меня еще много таких ЕСЛИ… Их можно перечислять бесконечно.
Но. Мы с детьми превращаем этот процесс в увлекательную игру, завораживающее занятие.