Ирина Узденова
Конспект ОД «Эбру — рисование на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Д/с «Калинка»
Конспект открытого занятия по образовательной области
художественно- эстетическое развитие
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «ЭБРУ- ТАНЦУЮЩИЕ КРАСКИ НА ВОДЕ.»
Восп. : Узденова И. С.
Виды образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: - знакомство с альтернативным видом живописи.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД „Эбру — рисование на воде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
1) Обучить детей технике рисования на воде;
2) Развивать у детей художественное воображение и фантазию, моторику и координацию;
3) Воспитывать усидчивость, любознательность к новому
Формы и методы, используемые на занятии: рассказ, объяснение, метод наглядности.
Материалы и оборудование: лоток, листы бумаги, вода с загустителем, краски «эбру», стаканчики с водой, салфетки, шило.
Вводная часть:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Суюновна. Надеюсь, мы с вами подружимся.
- А теперь давайте поиграем, чтобы познакомиться, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Основная часть. Ребята, а вы любите рисовать?
- Как вы думаете, можно ли рисовать по воде? (нет)
- Почему? (краски растворяются в воде)
- Вы знаете я знакома с новой техникой рисования, с которой хочу поделиться и с вами называется она -Эбру. Это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство фантазии на воде. Рисование на воде такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, номы точно знаем, что то техника зародилась в Азии, получило свое развитие в Турции, а потом постепенно появилось в Европе. В переводе «Эбру»– это «облачный, «волнообразный»
- А где можно узнать об Эбру больше? (в интернете)
- Конечно, сейчас мы можем узнать всё в интернете.
- Что такое Эбру? Давайте узнаем, что же это такое.
Видеоролик «Эбру»
- Вам понравилось? Красиво очень. Вот бы нам так научиться! Согласны?
Я знала, что вам понравится и все приготовила для рисования в технике Эбру. Я приглашаю вас к столу. Посмотрите сюда, пожалуйста.
Вся красота техники Эбру в том, что любой человек может создавать чудесные, очень необычные рисунки на воде, никак не похожие друг на друга.
Что нам для этого понадобится: лоток, в лотке вода, но не простая вода, которая течет из-под крана - в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен. Краски тоже необычные для этой техники, они словно живые.
Нам понадобится вот такой инструмент, шпажка, чтобы рисовать на воде. И обязательно нам нужна салфетка, потому что при соприкосновении с водой краска должна быть всегда чистая. Поработали, протираем и работаем дальше. Работать надо на поверхности воды, не прокалывая воду. Краски добавляем в любой последовательности.
Шпажкой набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Затем шпажку вытираем салфеткой, затем опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия.
На один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, кружатся, словно танцуют.
У нас получилось несколько кругов и мы уже сможем сделать узор. Двигая шпажкой слева направо, сверху вниз мы заставляем краски еще больше двигаться, кружиться.
Я беру кисточку, посмотрите, какой она формы? На что она похожа (веер)
Для техники «эбру» делают специальные кисточки из щетины. Опускаем кисточку в краску. Открою вам, ребята, секрет, что и краски не такие, какими мы привыкли рисовать на бумаге, в них добавлена бычья желчь, чтобы они могли оставаться на поверхности воды.
Разбрызгиваем краску по воде стуча кисточкой об ладонь. Затем промываем кисточку от краски, оставшуюся воду впитываем салфеткой. Берем следующий цвет и повторяем тоже самое. И в третий раз делаем также. Цвета могут быть такие, какие вам нравятся.
Теперь я беру шпажку. Посмотрите, она не очень острое, но нужно быть с ней осторожнее. Начинаю водить ею по воде в разных направлениях. Можно вообразить себе какие-нибудь узоры и нарисовать их.
Затем я беру шпажку. Начинаю ставить несколько точек на готовом фоне, точки расплываются в круги. При помощи шпажки преобразую готовые круги в цветы. Получается узор. Вытру шапшку салфеткой на воде и каждый раз. (показ выполнения узора)
Кладу бумагу на воду. Теперь мы все вместе досчитаем до 10.
Вынимаю лист строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.
Смотрите, что у нас получилось.
А сейчас, порисовать попробуете вы.
Перед вами стоят лоточки, и рисовать вы будите не шилом, как я, а стеками из бамбука, потому что это безопаснее.
Кто мне может повторить ход работы? (ответы детей)
Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые рисунки, которые вы можете подарить тому, кого любите или оставить себе на память.
Эбру — это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры.
А сейчас предлагаю пофантазировать, проявить творчество вам, но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их). Правильно.
Пальчиковая гимнастика
«ШКОЛА»
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным
пальчиком правой руки.)
Хорошо, теперь приступаем к рисованию. Перед вами лотки, и рисовать вы будете волшебными палочками, они острые, поэтому будьте осторожны
Во время рисования, если вы позволите, я буду вам помогать, работу выполняйте аккуратно, не мешая друг другу, и у вас обязательно получатся красивые рисунки.
Работа парами. Когда вы сочтете свои рисунки законченными, мы вместе их отпечатаем.
Воспитатель: Чтобы «достать» цветы из воды, нужна бумага. Давайте накроем ею получившиеся картины и оставим их так на некоторое время, чтобы цветы «Эбру» смогли на ней отпечататься. (Дети аккуратно накрывают свои картины листами бумаги).
Вам интересно посмотреть, что же получилось? Дети: Да! Посмотрите, какие необычные яркие цветы у нас получились. Давайте положим наши цветы на стол, чтобы они высохли
Заключительная часть. Итог занятия.
Вопросы детям:
- Что понравилось на занятии?
-Как называется эта техника? (ЭБРУ)
- Что вы видите в своих рисунках?
Дети рассматривают получившиеся, необычные картины
В этой технике можно рисовать пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.
Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки.
Анализ занятия
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».
Задачи:
Образовательная – Познакомить детей с техникой рисования на воде. Ввести понятие Эбру (в целях избыточной информации). Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета. Закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться красками.
Развивающая – Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательная – Воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность.
Назначение : Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.
Материалы: Жидкость, лотки для жидкости, кисти, шило,, салфетки сухие и влажные, бумага А 4.
Краски:
красный - цвет красоты, жизни, огня, мужества;
жёлтый – мудрость, терпение, опыт, власть;
синий—мир, тишину, спокойствие;
зеленый - символ воскресения и весеннего обновления
Основные методы, которые я использовала, при проведении НОД были: словесные, практические, наглядные.
Словесные методы были использованы неоднократно: объяснение правильно пользоваться кистью, шилом, красками, салфеткой, бумагой.
Наглядные методы были следующие: использование ИКТ, показ объяснений.
Все эти методы были использованы на достижения поставленной цели. Я считаю, что структура НОД построена методически верно: вводная часть направлена на заинтересованность детей, предстоящей деятельностью. Основная часть построена на выполнение различных заданий. Заключительная часть основана на подведении итога и результат НОД.
Считаю, что дети с заданием справились. Порадовали достаточной активностью, желанием участвовать в предлагаемых действиях. По высказываниям детей после проведенной деятельности стало понятно, что она прошла продуктивно и понравилась детям.
Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ?
Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что ЭБРУ –это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.