Динара Набиуллина
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.
Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду» размещена в разделах
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.
То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому педагоги уделяем большое внимание работе с родителями, помогая укреплять статус семьи в духовном становлении детей.
Целью моего исследования было: выявить значение для родителей сотрудничества с ДОУ, и изучения осознания детьми нравственных норм.
Результат работы показал: высокий процент значимости сотрудничества родителей с ДОУ. А так же что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.
При изучении проблемы нравственного воспитания, нами был разработан проект «ЯДИС». Он направлен на разработку системы сотрудничества детского сада и семьи в нравственном воспитании дошкольников.
Наше обращение к проекту не случайность, ведь важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Таким образом, нравственное воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Проект поможет создать и реализовать систему сотрудничества детского сада и семьи по развитию нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Ведь семья для ребенка – это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Воспитание детей в семье и детском саду должно преследовать единые цели и задачи: стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию и развитию детей.
Если родители и педагог, объединяя свои усилия, обеспечат ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию общих и специальных способностей у детей.