Алёна Маслова
Консультация «Нравственное воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.
Публикация «Консультация „Нравственное воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации школьника. Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению учащихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.
Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Фольклор, устное народное творчество, сказки, изобразительное искусство, музыка, мультфильмы, и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.
На мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно -нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве.» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать.» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка.
Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они не только в устной передаче, но и в книге.
Таким образом, народ противопоставил сказку песне. Пословицы утверждают, что песня правдива, а сказка вымышлена, что красота песни в её напевной речи, а прелесть сказки - в искусном расположении выдумки.
Без выдумки и вымысла сказок действительно не бывает, причём многим сказкам действительно присуща не, только фантазия, но и фантастика, то есть неправдоподобный вымысел. Важно не столько в сказке вымысла, сколько его происхождения и характер, его цель и, главное отношение к нему народа.
Сказка не дает прямых наставлений детям (например «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Сказки есть в каждом доме. В дошкольный период они читаются детям всех возрастов, и дети их любят. Мы в нашей группе знакомим детей со сказкой с помощью прослушивания аудиокниг: Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок, Три медведя, Смоляной бычок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Кот и лиса и т. д., а также Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и серый волк, Царевна лягушка, Крошечка-хаврошечка, Серая шейка, два мороза и. т. д. Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Любая сказка на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: со временем, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т. д.
А. С. Пушкин писал о сказке: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Само понятие "намек", а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах. Само понятие "намек" подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.
Рассмотрим классификацию сказок и указатели сказочных сюжетов.
Классификация нужна прежде всего для того, чтобы разобраться в национальном репертуаре сказок того или иного народа. Но ещё она необходима для сравнительного изучения сказок разных народов.
Впервые её пытался применить И. П. Сахаров ещё в 40 - х годах XIX века к русским сказкам. Принцип классификации, как характер основных героев: богатырей, удалых людей, дурачков, умников и т. д. Но применять этот принцип было неудобно, так как герои сказок часто взаимо заменяются.
Далее классификацию сказок применил П. В. Владимиров, разделив все сказки на три основных вида: животный эпос, мифы и бытовые сказки, свёл всё богатство сюжетов к сорока одному типу. Такая классификация была неудобной и она не прижилась.
Позднее финский фольклорист Анти Аарне разделил все сказки на три основные группы: сказки о животных, собственно сказки и анекдоты. Собственно сказки он разбил на четыре раздела: волшебные сказки, легендарные сказки, новеллистические сказки и сказки о глупом чёрте.
В XX веке внесли изменения в классификацию сказок и сложились следующие группы сказок, однородных по составу персонажей, по мотивам и сюжетам, приёмам построения и другим стилевым признакам, составляющим разновидности сказочного жанра:
Сказки о животных;
Волшебные сказки;
Социально - бытовые сказки;
Авантюрно - новеллистические сказки.
Последние две группы сказок очень близки друг к другу, но фантастический элемент в них служит целям юмора и сатиры.
Рассмотрим сказки о животных. В сказках о животных повествуется, о встречах диких животных и домашних, о дружбе зверей, взаимовыручке, о взаимоотношениях животных и человека. Так как сказки берут своё начало из древних времен, когда человек верил в то, что животные, как и люди, передвигались, жили стаями или семьями, дрались друг с другом, боялись один другого, более сильного.
Они разговаривают, как люди, занимаются такими же делами, как люди, помогают им, имеют человеческие достоинства и недостатки. В сказках более древнего происхождения человек оказывается слабее животного, а в сказках более позднего периода человек побеждает животного своим умом и смекалкой. В сказке "Вершки и корешки" мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь - хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди.
Главный персонаж сказок о животных - это хитрая кума Лиса, Лисица Патрикеевна, Лисица - существо льстивое, жадное, хитрое, коварное.
Но не всегда сказки о лисе заканчиваются её торжеством. За лесть, хитрость, коварство она часто наказывается. Так, вместо "невесточки", она получает от мужика мешок с собакой, от которой ей здорово достаётся.
В противоположность лисе в сказках обычно выводится волк - глупый, старый, волк - дурень, серый дурак, жадный, но не менее лисы. Иногда он действует "лисьим" способом: хитростью: притворным тонким голосом, заставляя козлят отворить ему дверь - и поедает их. Но обычно это наглый сильный насильник.
В ряде сказок главным персонажем выступает медведь - Михайло Иваныч, Михаил Потапыч, Мишка. Это неповоротливый, неуклюжий увалень, сластёна, тугодум, зверь, огромной силы, применяющий её обычно глупо. Медведь - это насильник и хищник. Иногда он оказывается в глупом положении, когда всё время берёт вершки, а не корешки.
Из других обитателей леса и поля в сказках встречаются - зайчик серенький или беленький, ножки тоненькие, сам лёгонький - тип наивного и безобидного труса. В других сказках встречаются мышь, лягушка, а из птиц - дрозд, дятел, ворона и др.
Следующий герой - это петушок, золотой гребешок, часто оказывается в ситуациях, когда его спасают, как в сказке: "Петушок - золотой гребешок" или "Петушок, бобовое зёрнышко".
Реже рассказывается о таких животных как коза, козёл, баран, свинья.
Повествование в сказках о животных, как правило, оживлено юмором: животные ведут себя как люди. Отсюда и возникает множество смешных, комических, забавных ситуаций, не соответствующих природе животных: лиса учит волка ловить рыбу, попадает головой в кадку с тестом, едет на волке и приговаривает: "битый небитого везёт", козёл прыгает волку в пасть, медведь делает себе липовую ногу и т. п.
Сказки о животных в композиционном построении просты и доступны для детского восприятия. Построены они на мотиве встрече животных друг с другом или с человеком. Повторяемость этого мотива ведёт к повторению сказочных словесных формул.
Излюбленная речевая форма сказок о животных - диалог. Диалог придаёт сказке живость, поэтому хороший сказочник может при исполнении сказки, имитировать голоса животных, использовать жесты, мимику. Все эти средства помогают придать сказке живость, почти театральное исполнение.
Переходим к волшебным сказкам, в них рисуется особый фантастический мир, находящийся где - то "в тридесятом царстве, в тридевятом государстве". Всё, что происходит там, страшно, таинственно, чудесно. Отважный герой одолевает многоглавого Змея и Кощея бессмертного, мертвецы встают из могил, люди превращаются в животных, птиц, растения. В сказках действуют волшебные предметы: сапоги скороходы, ковёр - самолёт, шапка - невидимка.
Многое в сказках совершается по чудесному всесильному слову: вызывается Сивка - бурка, отворяются двери темницы, появляется скатерть самобранка.
Носителями доброго начала являются в сказке герой, героиня и их чудесные помощники. Главный герой русских волшебных сказок - Иван, Емеля, Андрей - стрелец. Иногда он волшебного происхождения: Ивашко - царского рода: Иван - царевич. Но обычно он мужицкого происхождения, а потому зовут его Иван - дурак, который на печи сидит.
Внешность его тоже различна: или это писаный красавец, либо невзрачный парень. В начале сказки Иван примечателен тем, что он обижен судьбою, он последний сын из трёх братьев. Он слаб и никому не нужен. Иван остаётся без наследства, так раньше наследство по закону доставалось старшему брату. На Иванушку - дурака все машут руками, над ним смеются, его презирают. В любом обличии на него нельзя положиться, он для окружающих является человеком, на которого нельзя положиться, ничего путного от него не дождёшься. Но наступает время, и герой сказки начинает проявлять свои подлинные качества. Он, оказывается, не глуп, а просто не применял своих сил без надобности. От своих "умных", хитрых, завистливых, жадных и коварных братьев, Иван отличается бескорыстием, гуманностью, состраданием к слабым и обездоленным. Он любит природу и щадит или выручает животных, попавших в беду, а они потом становятся его чудесными помощниками. Любимый народный герой - бесстрашный, он преодолевает все преграды; верный своему слову, он выполняет всё, за что ни возьмётся. Главный герой ловкий, смелый, иногда хитрый, он выходит победителем изо всех преград и - в качестве награды получает жену - красавицу, да ещё с царством - государством в придачу.
Если обратить внимание на сказочных героинь народ отобразил высокие нравственные качества русской женщины: красота, простота, полное неиссякаемой любви сердце, стремление пожертвовать собою для торжества своей мечты. Третий тип сказочных героинь - это скромная, обиженная судьбою падчерица, сирота - сестрица Алёнушка, возлюбленная Финиста - Ясного Сокола и т. д. За трудолюбие, терпение и верность сказка, в конце концов, приводит их к радости и счастью.
Героиня и герой волшебной сказки побеждают все препятствия с помощью чудесных друзей помощников и волшебных предметов. Чудесные друзья помощники чаще всего животные: Сивка - бурка, серый волк, золотая рыбка. А иногда помощниками являются добрые старички или старушки, встреченные случайно на дороге, в лесу, даже бабы - яги, которые дарят герою волшебные предметы. Нравственные устои жизни - добра и зла в волшебных сказках отделены друг от друга. Зло представлено тёмным миром, враждебными силами, таинственными, страшными, непонятными, но, в конце концов, одолеваемыми человеком.
Отрицательные персонажи в сказках чаще всего Змей Горыныч, Змей огненный, похититель и пожиратель людей, чудо - юдо, Баба - яга "костяная нога" и Кощей бессмертный. На разных этапах развития сказки Змей несёт разные образы. На ранних - олицетворяет природную стихию: гроза, смерч, ураган, ливни, землетрясение. На поздних - борьба с внешними врагами, захватчиками родины. Баба - яга живёт в глубине дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Всех посторонних она чувствует по запаху и встречает недружелюбно, как чужеземцев. Баба - яга - колдунья, которая повелевает птицами и зверями, способна превратить людей в животных. Часто крадёт детей, чтобы их съесть.
В избушке у неё есть предметы домашнего обихода: печь, нитки для пряжи, метла, ступа, на которой она летает. Ступа - тяжелый предмет обихода крестьянской избы. А в сказках на ней летает Баба - яга, да ещё метлой погоняет, поэтому происходит снижение страшного образа старухи в смешное, ироническое.
Главный враг героя или героини - Кощей бессмертный. Безобразный старик представляется в сказках, прежде всего насильником, похитителем женщин, которых он превращает в своих жён - рабынь. Это жадный скряга, обладатель несметных сокровищ. Кощей - колдун, обладающий огромной силой и волшебными предметами, он прозвали его "бессмертным" - в этом, сказалось стремление увековечить своё господство, увековечить как несокрушимый закон природы.
Большое место в русском сказочном жанре занимают социально - бытовые сказки, обычно юмористического или сатирического характера. По своему сюжету, образам и художественному облику, они отличаются от волшебных сказок. Сюжеты социально - бытовых сказок строятся на том, что происходит всё невероятное и несбыточное в самой повседневной обстановке.
В таких сказках творческая выдумка направлена на то, чтобы высмеять, подвергнуть сомнению все представления, понятия взгляды, считающиеся нормальными в классовом обществе. В сказках жадный богач не становится ещё богаче, а разоряется, бедняк же, наоборот становится богачом. В жизни барин, помещик, чиновник, поп издевались над мужиком, батраком, просителем - в сказке происходит наоборот.
В решении задач нравственного воспитания мне помогают сказки. В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. В средней группе продолжаем знакомить детей со сказками. В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка. После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Это так же относится к детям младшего школьного возраста.
При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
Во - вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.