Ольга Еремеева
Новые техники в направлениях декоративно-прикладного искусства (план-конспект занятия)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство является частью народного творчества. С давних времен мастерицы создавали настоящие произведения искусства в разных техниках декоративно-прикладного творчества. Работа с природным материалом, пластилином, солёным тестом, с нитями даёт возможность не только окунуться в сказочный мир – мир фантазий, но и приобщиться к мастерству создания красоты.
Публикация «Новые техники в направлениях декоративно-прикладного искусства (план-конспект занятия)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Сегодня мы поговорим о лепке. Лепка - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов. Этот вид творчества очень многообразен, ведь лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению.
Солёное тесто - уникальный материал, который можно сочетать с природным материалом: шишками, ракушками, засушенными растениями, бусинками. Из теста можно лепить настенные картины, фигурки забавных животных, подсвечники, рамки для фотографий и десятки других изделий. При работе с солёным тестом, многие придумывают удивительно красивые названия - тестопластика, биокерамика и даже, мукасолька. Но как не называй - результат, порой, превосходит все ожидания. Рождение шедевра из солёного теста - это всегда событие.
Глина – сопровождает людей еще с далеких времен и по настоящее время. Из глины лепят, строят. Психологи говорят: «Работая с глиной, человек находящийся в агрессивном состоянии находит выход своим чувствам, а люди, неуверенные в себе, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает – научиться концентрироваться». Лепка из глины и гипса не менее интересна детям, чем лепка из пластилина потому, что вылепленные изделия можно раскрашивать. Однако не стоит оставлять ребенка наедине с глиной и особенно с гипсом. В этом случае ваше творчество должно быть только совместным. Лепка из глины и гипса потребует от взрослых хотя бы небольшое знание технологии лепки и техники безопасности (например, при разведении гипса ребенку обязательно нужно надеть защитные очки). Поэтому самый доступный и распространённый материал для лепки – пластилин. Один кусочек пластилина может легко лепится к другому, а так же к бумаге, картону, дереву. Пластилин легко режется пластмассовым ножом для лепки и может долго находиться на открытом воздухе, не теряя своих качеств.
В настоящее время существует множество техник декоративно-прикладного искусства, позволяющих заниматься лепкой, но есть еще одна, на которой стоит остановиться подробнее – это техника миллефиори. Миллефиори (букв. с ит. «mille fiori» - «тысяча цветов» или «миллион цветов») – это вид мозаичного стекла, характеризуемого особенными декоративными рисунками. Название сходно с французским «миллефлёрс» (mille fleurs) - термин XVIII века для фарфора из Китая и Майсена, художественным оформлением которого является множество мелко окрашенных или лепных цветов, - но техника создания стекла миллефиори имеет совершенно иной характер. Стекло миллефиори изготавливается из слоев мелких стеклянных пластинок между разноцветными слоями стекла. Техника миллефиори подразумевает производство стеклянных прутов (называемых также «палочки murrini») с разноцветными рисунками, которые видно только в разрезе прута (рисунки главным образом имеют форму цветов, откуда и произошло название техник).
История термина. A. Pellatt (в своей книге «Странности работы со стеклом») был первым, кто использовал термин «millefiori», который появился в Оксфордском Словаре в 1849 году. До этого бусины миллефиори называли просто «мозаичными бусинами». В то время как эта техника использовалась задолго до millefiori, она теперь часто связывается с Венецианскими изделиями из стекла. Позднее техника millefiori применялась к полимерным глинам и другим материалам. Поскольку полимерная глина достаточно гибка, и ее не нужно разогревать и повторно нагревать, чтобы ее комбинировать, с ней намного легче выполнить рисунок в технике millefiori, чем со стеклом. Берется полимерная глина разных цветов, лепится друг к другу, а затем сжимается. В результате выходит продолговатая форма или «колбаска». Ее режут лезвием и выкладывают на стеклянную поверхность. Выходят интересные рисунки. А дальше - дело за фантазией.
Другой материал, к которому применяется техника millefiori, был освоен сравнительно недавно, это пластилин, из этого материала легче изготовить изделие, чем из полимерной глины, потому как не требуется соблюдения сложной техники безопасности при работе с пластилином. Это значительно облегчает и ускоряет процесс. Актуальность использования техники millefiori при работе с пластилином как доказывают практики (М. А Антипова, Н. В. Зимина, заключается в том, что этот вид творчества востребован детьми, даёт оптимальные возможности для развития их творческих способностей, желания творить самостоятельно, причем делать это чётко и аккуратно. Для изготовления поделок не требуются большие материальные затраты, что делают такие занятия доступными для детей из малообеспеченных семей. Отличительной особенностью данной техники является то, что она позволяет учитывать индивидуальные особенности детей с различным интеллектуальным уровнем и физическим здоровьем: обучающихся общеобразовательных школ и детей с особыми образовательными потребностями, что способствует их социализации.
План - конспект занятия
Цель: знакомство и апробирование миллефиори, как новой техники в направлении декоративно-прикладного искусства на примере работы с пластилином.
Задачи:
• Познакомить с историей появления новой техники
• Научить использовать технику миллефиори на примере работы с пластилином.
• Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Основные этапы:
1. Организационная часть.
Приветствие. Мотивация детей на предстоящее занятие (сообщение
темы, постановка цели и задач).
2. Основная часть.
2.1. Вводная беседа о технике миллефиори.
2.2. Практическая работа.
3. Заключительная часть.
3.1. Итог занятия.
Ход проведения
Сегодня я хочу познакомить вас с новым направлением в технике декоративно-прикладного искусства миллефиори на примере работы с пластилином. Эта техника представляет собой составление простого рисунка из пластов и «колбасок». Для начинающих освоение простых приемов метода поможет разобраться в более сложных узорах и придумать свои необычные рисунки.
Материалы
1. Пластилин
2. Формы изделия (основа)
3. Доски для лепки
4. Картон
5. Стеки
6. Влажные салфетки
7. Бесцветный лак
Этапы изготовления изделия
1. Выбираем 2 цвета пластилина.
2. Делим каждый цвет на 2 части.
3. Части разминаем в прямоугольный пласт.
4. Два прямоугольных пласта складываем вместе и скручиваем «колбаску».
5. Прорезаем картоном «колбаску» по горизонтали до середины с разных сторон.
6. Нарезаем кружочки толщиной не более 2 мм.
7. Прикрепляем полученные кружочки к основанию изделия.
8. Готовую работу покрываем бесцветным лаком.
Список литературы для педагога
1. Антипова, М. А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. [Текст] /М. А. Антипова. – Ростов н/ Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2009.-192с., с илл.
2. Гусакова, А. М. Рукоделие в начальных классах. [Текст] : Кн. Для учителя по внеклас. работе/ А. М. Гукасова, Е. И. Мишарева, И. С. Могилевская и др. Сост. А. М. Гусакова. – М. : Просвещение, 1995.-192 с, ил.
3. Зимина, Н. В. Шедевры из солёного теста. [Текст] / Н. В. Зимина. -М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.—192 с. : ил.
5. Шмаков, С. Д. Уроки детского досуга [Текст] / С. Д. Шмаков. – М. : НПО «Творческая педагогика», 1993. – 88 с.