Светлана Чучунова
Осенние прогулки для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ноябрь.
1 неделя. «Мой город»
1. Целевая прогулка по ул. Стофато.
Цель. Способствовать расширению представлений о микрорайоне.
Спросить детей, кто из них проживает на этой улице.
- Как называется улица?
Пройти по улице, обратить внимание на здания.
- Какие здания вам больше понравились? Почему? Какие школы, магазины, кинотеатры, есть на ул. Стофато? Где можно безопасно перейти улицу?
Оборудование: флажки.
2. Наблюдение за облаками.
Цель. Развивать умение различать изменения в характере туч.
Загадать загадку «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».
Публикация «Осенние прогулки для старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Обратить внимание на небо. Какие изменения произошли?
Рассмотреть тучи. Предложить описать их (темные, тяжелые, низкие, тяжелые и т. д.). Вспомнить, какие облака были летом.
Прочитать стихотворение:
Летом туча темная
Дождиком слезилась
И зимой, огромная,
Снова появилась.
Но идти дождю зимой
Как-то не пристало,
Потому то с тучи той
Сыпятся кристаллы!
Шаповалова Р
П/игры «Хитрая лиса» - развивать быстроту, ловкость. ;
«Солнышко и дождик» - развивать внимание, быстроту реакции.
Игра малой подвижности: «Найди, где спрятано».
Самостоятельная деятельность» : игры с бумажными самолетиками.
3. Наблюдение за прохожими.
Цель. Способствовать развитию умения устанавливать взаимосвязь между изменениями в жизни человека с сезонными явлениями.
Обратить внимание на одежду прохожих. Как одеты? Как были одеты летом? С чем связаны изменения? Почему осенью нужно одеваться теплее? Как уберечь себя от простуды?
Чтение стихотворения «Поздняя осень» Г. Ладонщиков.
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
(Г. Ладонщиков)
Подвижные игры : «Пятнашки» - развивать умение бегать врассыпную,
действовать по сигналу;
«Эстафета с флажками» - формировать коммуникативные навыки, развивать
быстроту бега.
Игра малой подвижности: Где мы были?»
Самостоятельная деятельность: игры со скакалками.
Оборудование: флажки, скакалки.
4. Сюжетно – ролевая игра «Моя улица»
Цель. Способствовать закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Предложить детям выстроить перекресток. Побеседовать о значении дорожных знаков для безопасного движения по улице. Повторить правила поведения на тротуаре, правила поведения при переходе проезжей части.
Оборудование: макеты дорожных знаков, светофора, машинки.
5. Целевая прогулка в парк «Комсомольский»
Цель. Способствовать закреплению знаний об изменениях в жизни растений (деревья, травы). Узнавать деревья по внешним признакам (кора, крона, ствол) и называть их.
Предложить назвать деревья, растущие в парке. Обратить внимание на хвойные деревья. Чем отличаются от лиственных? Что изменилось в жизни растений со времени последнего посещения парка?
Подвижные игры «Ловишка» : упражнять в беге в разных направлениях;
«Беги к дереву» - закрепить названия деревьев.
Игра малой подвижности: «Карусели»
Оборудование: цветные флажки.
2 неделя. «Моя страна»
1. Наблюдение за первым снегопадом.
Цель. Способствовать расширению представлений о сезонных изменениях в природе.
Обратить внимание на снеговые тучи (низкие, тяжелые, темные).
Рассмотреть снежинки на темном фоне. Понаблюдать, как снег покрывает землю. Полюбоваться красотой снегопада.
Чтение стихотворения «Первый снег»
На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех
П/ игры: «Бездомный заяц» - упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;
«Перелет птиц» - упражнять в лазании.
Игра малой подвижности: Летает – не летает».
Самостоятельная деятельность: игры со снегом.
2. Наблюдение за грузовым транспортом на ул. Стофато.
Цель. Способствовать развитию умения классифицировать виды транспорта.
Обратить внимание детей на множество транспорта, проезжающего по улице. Отметить, какой транспорт относится к грузовым видам. Как отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта? Какие грузы может перевозить грузовой транспорт?
Чтение стихотворения «Машины»
Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины.
А в кузове – важные,
Срочные грузы…
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!
(К. Чалиев)
Подвижные игры: русская народная игра «Горелки» - закрепить
правила игры, развивать ловкость;
«Охотники и зайцы» - упражнять в метании в цель.
Игра малой подвижности «Горячий мяч».
Самостоятельная деятельность: игры с кольцебросом.
3. Спортивный досуг «Мы живем в Хакасии»
Цель. Способствовать формированию интереса к национальным традициям хакасского народа.
• Подвижная игра «Коршун» -
4. Наблюдение за почвой.
Цель. Закрепить представления об условиях роста растений.
Обратить внимание, что произошло с почвой, как изменилась почва на цветнике, песок в песочнице. Почему почва стала твердой, холодной? Могут ли расти растения в такой почве? Почему?
Чтение стихотворения:
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес, все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как темнеет лес. И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
Подвижные игры : «Перебежки» - упражнять в беге;
«Кто выше?» - учить играть в игры с элементами соревнования.
Игра малой подвижности «Кто позвал?»
Самостоятельные игры с обручами.
5. Экспериментальная деятельность.
Опыт «Замерзание воды».
Цель. Способствовать закреплению знаний о свойствах воды.
Налить воду в различные емкости, поставить на холод. Понаблюдать, как постепенно вода покрывается хрупкой ледяной коркой, затем замерзает до дна, лед становится твердым. Почему это происходит? Почему вода не замерзает в помещении?
Загадка. Зимою она, то как пух, то тверда.
Летом её называют – (Вода)
Подвижные игры: «Перелет птиц» - упражнять в лазании;
«Ловишка» - упражнять в беге в разных направлениях.
Игра малой подвижности «Летает – не летает»
Трудовые поручения: убрать мелкие ветки, оставшиеся листья.
Оборудование: ведерки.
3 неделя. «Главный город России – Москва»
1. Наблюдение за деревьями в саду.
Цель. Способствовать закреплению знаний о строении дерева, развивать наблюдательность.
Предложить детям назвать части дерева. Какие деревья растут в саду. Как мы узнаем дерево без листвы? (цвет коры, размер ствола, расположение веток, прикорневая область). Игра – имитация «Узнай дерево».
Подвижные игры: «Совушка» - учить действовать по сигналу;
«Охотники и зайцы» - упражнять в метании мяча.
Игра малой подвижности «Мы погреемся немножко»
Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом.
Оборудование: вожжи, цветные флажки.
2. Наблюдение за ветром.
Цель. Способствовать расширению представлений о природных явлениях.
Замечать движение деревьев во время порыва ветра. Моделировать ветер, определять его направление при помощи бумажных лент и игрушек - вертушек. Как можно определить силу ветра? (деревья). Предложить определить направление ветра с помощью лент из ткани, полиэтилена, вертушек.
Загадка.
Налетает он со свистом,
Травы гнет, срывает листья.
Он сильнее всех на свете.
Ну, конечно, это ….(ветер)
Подвижные игры: «Хитрая лиса» - развивать быстроту, ловкость;
«Ловишка с лентой» - упражнять в беге с увертыванием.
Игра малой подвижности «Кто ушел?»- развитие наблюдательности, внимания.
Оборудование: ленты из ткани, вертушки из бумаги и фоамирана, воздушные шары.
Самостоятельная деятельность: игры с вертушками и воздушными шарами.
3. Наблюдение за насекомыми под корой деревьев.
Цель. Способствовать формированию интереса к жизни живых организмов
в зимний период.
Предложить детям с помощью лупы рассмотреть участок дерева под корой.
Что можно увидеть? Как вы думаете, в каком состоянии находятся
насекомые (личинки? Что с ними произойдет, когда станет тепло?
Все ли насекомые могут спрятаться под корой? Почему?
Чтение чистоговорок.
Ла-ла-ла, на цветке сидит пчела.
Са-са-са, не дает нам спать оса.
Вей-вей-вей, травку тащит муравей.
Подвижные игры: «Бабочка и цветок» - развивать внимание, быстроту реакции;
«Медведь и пчелы» - упражнять в лазании по лестнице.
Игра малой подвижности: «Летает – не летает»
Самостоятельная деятельность: игры с кольцебросами.
Оборудование: лупы, кольцебросы.
4. Наблюдение за синицей.
Цель. Способствовать закреплению знаний о внешних признаках синицы,
повадках. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Обратить внимание, что на участке стали появляться птицы,
которых не видно было летом. Как вы думаете, откуда они прилетели?
Почему сейчас прилетели в город? Рассмотреть синицу, описать внешние признаки,
понаблюдать, как передвигается, взлетает, садится на ветку.
Чтение стихотворения А. Барто «Синица»
Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень!
Подвижные игры: «Гуси, гуси» - развивать быстроту бега;
«Золотые ворота» - знакомить с правила и игры.
Игра малой подвижности «Где мы были»- развитие наблюдательности.
Трудовые поручения: насыпать корм в кормушки для птиц.
5. Наблюдение за трудом дворника.
Цель. Способствовать формированию представлений о важности всякого труда.
Рассмотреть инструменты, которыми пользуется дворник. Для чего нужны
метла совок, тачка, ледоруб? Почему труд дворника важен? Предложить
помочь дворнику собрать упавшие веточки.
Подвижные игры: «Мы – веселые ребята» - упражнять в беге;
«С кочки на кочку» - упражнять в прыжках вперед с продвижением вперед.
Игра малой подвижности: «»Звери, птицы, рыбы» - классификация.
Самостоятельная деятельность: игры с бумажными самолетами.
4 неделя. «Зима спешит к нам в гости»
1. Наблюдение за снеговыми тучами.
Цель. Учить сравнивать природные явления в разные времена года.
Обратить внимание детей на тучи. Как вы думаете, будет ли снег? По каким признакам можно предсказать, будет ли снег? Чем снеговые тучи отличаются от обычных облаков? Предложит описать их (тяжелые, большие, темные, низкие).
Чтение стихотворения «Снеговые тучи»
Снеговые тучи,
Разноцветье взгляда,
Милая прохлада.
Снеговые тучи,
Нависают с неба,
Это дар природы,
Осени победа.
Подвижные игры: «Кого назвали, тот ловит мяч» - упражнять в ловле и бросании мяча;
«Пустое место» - развивать быстроту бега.
Игра малой подвижности: «Зеркало» - развивать коммуникативные умения.
Самостоятельная деятельность: игры с младшими детьми – воспитывать заботливое отношение к малышам.
Оборудование: мячи, вожжи.
2. Целевая прогулка по территории детского сада. (безопасность)
Цель. Способствовать формированию правил безопасного поведения.
Пройти по участку детского сада. Обратить внимание, что дорожки хорошо очищены от снега и льда. Для чего это нужно? Как вести себя, если на улице попадаете на скользкий участок тротуара? Для чего посыпают дорожки зимой песком? Какие еще опасности встречаются зимой на дороге?
Игры – эстафеты «Кто скорее до флажка», «Эстафета с флажками» - развивать быстроту бега, коллективизм.
3. Квест «Зимующие птицы»
Цель. Способствовать закреплению знаний о зимующих птицах.
1. Задание: дидактическая игра «Волшебный мешочек».
2. Задание: группировка птиц : перелётные и зимующие.
3. Задание: группировка картинок пищи перелетных и зимующих птиц.
4. Задание: найти по картинку с изображением гнезда, из которого выпало яйцо.
5. Задание: Собрать изображение птицы.
6. Задание: поиск сундучка с призом.
4. Наблюдение за следами на снегу.
Цель. Формировать умение различать следы животных и птиц.
Предложить детям пройти по участку д/сада. Найти следы на снегу. Как вы думаете,
кто оставил эти следы? Как отличить следы животных и птиц?
Прочитать стихотворение А. Петрова «Письма»
На снегу, как на страничке
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей,
Пишут Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Подвижные игры: «Коршун и наседка»- действовать в коллективе согласованно;
«»Удочка» - упражнять в подскоках.
Игра малой подвижности: «У жирафа пятна…»
Самостоятельная деятельность: игры с кеглями, скакалками.
5. Наблюдение за инеем.
Цель. Продолжать знакомить с природными явлениями и причиной их возникновения.
Обратить внимание, как красиво «украшены» деревья белой «мишурой».
Как называется это явление? Рассказать детям, почему бывает
иней. Стряхнуть иней на темную бумагу, рассмотреть его
через увеличительное стекло. Из чего состоит иней?
Чтение стихотворения В. Андреевой «Иней»
Инеем покрыты деревья и кусты
Я, кажется, не видел подобной красоты.
Знакомые деревья сейчас не узнаю.
В какой-то сказке зимней я, кажется, стою.
Любуюсь красотою и глаз не отвести.
Боюсь, что кто-то сможет весь иней растрясти,
Но все-же этот кто-то внезапно налетел,
Подул, и иней с веток тихонечко слетел.
Подвижные игры: «Попади в обруч» - упражнять в метании в горизонтальную цель;
«Смени флажок» - развивать быстроту бега, внимание.
Игра малой подвижности: «Подарки» - имитировать движения.
Самостоятельная деятельность: игры со снегом.
Оборудование: цветные флажки, обручи, мячи для метания.