НАДЕЖДА АНТОНОВА
НОД воспитателя с детьми старшей группы «Ниточки из прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
Ниточки из прошлого
Предлагаю конспект занятия: «Ниточки из прошлого».
Цели. 1. Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа.
2. Знакомство с жизнью и бытом русского народа: прялкой, веретеном и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.
Задачи: 1. Воспитывать интерес и уважение к русским народным традициям, истокам русской культуры.
2. Развивать интерес к старинным играм, забавам.
Публикация «НОД воспитателя с детьми старшей группы „Ниточки из прошлого“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать познавательную деятельность детей.
Активизация словаря: печь, изба, веретено, прялка и т. д.
Ход занятия. Дорогие, ребята! Я предлагаю вам, отправится в гости в «русскую избу». А отправимся в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках, с бубенцами.
Воспитатель (звучит русская – народная музыка). Светит, светит месяц
Высоко, не низко.
Где же гости,дорогие
Далеко ли? Близко?
(Подхожу к двери). Слышу, слышу бубенцы. Это гости пожаловали мои.
Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Добро пожаловать! Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Проходите, гости! Гостю почёт, хозяину - честь!
Ребёнок. Дома сидеть ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть и себя показать.
Хозяйка (приглашает всех присесть, дети садятся).
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли хватило место?
Дети. Да.
Воспитатель. В моей избе уютно и тепло. Давно вас поджидала, праздник не начинала. Да не просто вас ждала, а готовилась к встрече с вами.
Давно я припасла для вас забавушек на всякий вкус: кому правду, кому сказку. И ещё мои друзья угощенье испекла.
- Как вы думаете, что я для вас приготовила?
Дети. Пироги.
Воспитатель. Издавна на Руси гостей встречали с пирогами и чаем. Вот такой самовар всегда для гостей чаёк подогревал (показываю). А я гостей встречаю. вкусным, пышным караваем ( дети встают в круг исполняют песню: «Каравай»).
Воспитатель. Вот какой замечательный каравай у нас получился.
Дети, давайте с вами вспомним в какой вам знакомой сказке шла речь о самоваре и чаепитии.
Дети: «Муха – Цокатуха».
Воспитатель. Правильно, дети.
- А кто может рассказать эту сказку? (дети рассказывают сказку).
- Молодцы!
Но сегодня я хочу познакомить с предметами быта русской избы: «прялка» и «веретено». Так повелось на Русси, что не одно орудие труда, не было, столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Прялка была одним из самых распространённых и почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы в подарок прялку у лучшего деревенского мастера. Прялки передавались из поколения в поколения.
Давайте сейчас подойдём и рассмотрим прялку.
(дети рассматривают прялку, воспитатель рассказывает).
Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопастью, к которому прикрепляется кудель. А так – же донце, на которую садилась пряха.
Красота форм, узоров и красок на прялке радует глаз. Просто удивляешься мастерству простого человека сделавшего эту прялку. Прялка и веретено служат для изготовления пряжи, для того, чтобы вязать изделия (носки, варежки, перчатки и т. д. и показать изделия).
Веретено – женский инструмент женского рукоделия, который неуклонно следовал за прялкой (показать веретено). На веретено наматывается нить, когда жужжит и крутиться.
Воспитатель. Дети, кто из вас хочет посидеть за прялкой или покрутить веретено.
(Дети подходят, садятся за прялку и крутят веретено, потягивая шерсть из кудели).
Воспитатель. Понравилось вам, дети сидеть за прялкой и крутить веретено?
Дети. Да.
Воспитатель. Прялка и веретено были необходимыми житейскими принадлежностями, так – же оберегали от злых сил и неурядиц.
Попробуйте отгадать загадку, что это может быть.
Загадка. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею (Веретено).
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный клубочек».
(Предлагаю детям несколько клубочков ниток, разматывая, ребята находят сюрприз, спрятанный в клубочке).
Воспитатель. На Русси люди вечерами любили играть, танцевать в свободное время. Вот и я предлагаю вам, поиграть в игры, в которые играли наши предки.
Игра: «Золотые ворота»
Тра – та – та
Отворяем ворота
Золотые ворота
Проходите господа!
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй раз разрешается
А на третий раз
Не пропустим вас.
Игра: «Молчанка».
Чок, чок, чок,
Зубки на крючок.
Кто словечко скажет,
Тому в лоб щелчок.
Игра: «Ручеёк».
Воспитатель. Вот и подошла наша встреча к концу.
Ребёнок. Вот и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.
Мы славно гуляли на празднике нашем
Нигде не видали мы праздника краше!
Воспитатель. Дети, а сейчас я, предлагаю, давайте встанем в круг, образуя хоровод, покажем свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? Дети (тепло). Вот это тепло мы подарим друг другу.
Воспитатель. – Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?
- А что вам больше всего понравилось?
- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?
Ну, что ж, ребята, пришла пора прощаться. Ведь не красна изба углами, а красна пирогами. И я вам на дорожку испекла пирогов.
До свидания, мои дорогие, дети!