Наталья Миронова
НОД «Как математика помогла Буратино преодолеть трудности и исправить собственные ошибки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать элементарные математические представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Образовательные задачи
• Систематизировать элементарные представления о времени: периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года, а так же пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже» .
• Анализировать форму геометрической фигуры путём сравнения её с предметами.
Публикация «НОД „Как математика помогла Буратино преодолеть трудности и исправить собственные ошибки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Буратино»
- Темочки
• Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (9 больше 8 на 1, 8 меньше 9 на 1).
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.
Развивающие задачи
• Развивать зрительно-пространственную ориентировку и зрительно- двигательную координацию.
• Развивать память, мышление, внимание, зрительное, слуховое восприятие;
Воспитательные задачи
• Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм.
• Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
• Формировать интерес к учебной деятельности.
Предварительная работа
Раздаточный материал
Пеналы с набором цифр, математических знаков «-» «+», «=». Домики «Соседи числа»; «Подбери по форме и цвету» 4 набора, графитный карандаш, листок в клеточку для графического диктанта.
Демонстрационный материал
Игрушка Буратино, ключик, следы стоп, крупные цифры до 20 на цветочках, домики, указка, схема задачи.
Материал и оборудование
Звуковая колонка. Доска. Инструкция к графическому диктанту.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (подготовительная группа)
ХОД
Вхождение «Солнечные лучики»
В. : - Подойди ко мне дружок,
Вместе встанем мы в кружок.
Дети и воспитатель:
-Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
В. : - Ребята, что это за лужа?
- Откуда она взялась? (слышится всхлип)
В. : -Так это Буратино слёзы свои пролил?
- Здравствуй Буратино, почему ты плачешь?
Б. : - Карабас Барабас забрала мой ключик из сказки.
В. : - Может он сказал как можно его вернуть?
Б: -Ты вернешь себе ключик, если выполнишь все задания, которое прячутся в этой комнате. Иди по монеткам и найдёшь их.
После каждого задания подсказка.
В. :- Ребята, поможем Буратино? (Согласие детей)
- А вот и монетки! (Следы приводят к конверту с заданием, воспитатель зачитывает его).
Конверт. Задание № 1 «Отгадай загадки»
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)
В. : - Ребята, кто мне скажет, что это мы с вами назвали? (Времена года)
В. : - Что есть у каждого времени года? (Месяцы)
Б. : - Какие месяцы бывают?
- Молодцы!
В. : - Дорогой Буратино, ребята помогут тебе разобраться и в этом.
-У кого Буратино, тот отвечает на вопрос чётко и громко.
(Дети поочередно передают Буратино отвечая на вопросы)
- Настя назови поочередно все месяца года?
- Артём, какой месяц начинает зиму? (Декабрь)
- Дима, какой месяц начинает год? (Январь)
- Назовите месяц после января? (Февраль)
- Декабрь, январь, февраль, это месяцы какого времени года? (Зимы)
- Назовите время года, которое идет после зимы? (весна)
-Настя, вспомни все месяцы весны?
-Эвелина, подскажи Буратино, какое время года раньше осени? (Лето)
- Артём, назови все месяцы лета?
- Андрей. какой из этих месяцев наступает раньше (позже, между?
-Какое время года после лета?
- Назови летние месяцы?
- Молодцы! Справились с заданием. Вот и подсказка. (Часть инструкции к графическому диктанту)
(1. 8 вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз – инструкция для графического диктанта)
В. : - Ой ребята, а вот и монетки, куда они нас приведут?
(Дети по следам проходят к 2 столам).
Задание № 2 «Подбери по форме»
(Игра: «Подбери по форме и цвету» 4 команды)
В. : - Ребята, откроем конверт и посмотрим, что нам делать.
В. : - Соотнесите геометрические фигуры с предметами.
В. : - Время деньги! Для экономии времени мы с вами разделимся на 4 команды.
В. : - Раз, два, три, одного (два) друга себе найди.
В. : - Андрей, посчитай, сколько человек получилось в каждой команде? (В каждой команде будет по два человека).
В. : - Молодец!
(Дети выполняют задание, при выполнении воспитатель просит назвать геометрическую фигуру, на которую похож тот или иной предмет. Так Буратино знакомится с ответами детей).
В. : - А сейчас внимание, чтобы не допустить ошибки, мы с вами друг друга проверим. Поменялись местами.
- Поднимет руку та команда, которая нашла ошибку в выполнении задания.
- Молодцы ребята! Справились с заданием. А вот и вторая подсказка.
(2. 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз)
- Идем по монеткам дальше!
Задание № 3 «Засели домики»
(Дети садятся за столы, Буратино обращает внимание детей на доску)
Б. : - Ребята, посмотрите на эту красоту, какие цветочные клумбы посажены возле домов! Как много здесь цветов! А цветы не простые, с цифрами. Только я путаюсь в них.
В. : Дорогой Буратино, мы тебе поможем.
- Настя, подойди пожалуйста к доске, возьми указку и посчитай сколько всего цветов? (На доске двадцать цветов)
- Андрей, выложи цветы от одного до 10, а Дима от 10 до 20 по порядку.
- Молодец!
- Ребята, у каждого на столе домики с цифрами, которые потеряли своих соседей. Ваша задача вставить в пустые окошки соответствующие цифры.
- А, сейчас проверим себя, помогут нам в этом цветочки на доске.
(Воспитатель спрашивает двух трех детей. Следит за чётким произношением цифр и соотнесением числа с цифрой на доске.)
В. : Назови соседей числа два? (Соседи числа два – один и три)
В. : - Андрей, на сколь число два больше числа 1?
А. : - Два больше одного на один. (Молодец)
В. :- Назови соседей числа три? (Соседи числа три – два и четыре)
В. : -Настя, на сколько число три меньше числа 4?
Н. : - Число три меньше числа 4 на один.
(Воспитатель спрашивает по аналогии еще несколько детей).
- Молодцы! Справились с заданием. Вот еще одна подсказка.
(1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз).
Б. : - Ребята, что-то я так устал сидеть, не пора ли нам размяться?
В. : - Конечно, мы немного отдохнем, а заодно и вспомнить дни недели!
Физминутка
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).
В. : - А сейчас, немого побыстрее…
В. : - Вот мы и отдохнули. Приступим к следующим заданиям.
Задание № 4 «Весёлые задачки».
В. : - Настя, напомни пожалуйста ребятам, из чего состоит задача?
Р. : - Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
В. : - Молодец!
В. : - Артем, выложи схему задачи на доске. А ребята, выложат у себя на столе.
В. : - Артем, повтори пожалуйста, из чего состоит задача?
(Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа)
Воспитатель спрашивает двух, трех детей и просит выложить схему задачи.
(Решая задачки, дети выкладывают примеры деревянными цифрами.).
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал -
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?
6-1=5
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
5-1=4 Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
1 + 1 = 2
В. : - Выложите решение к условию задачи.
В. : - Выложите ответ.
В. : - Дима, сколько Мишек впереди? (5 Мишек впереди)
- Молодцы ребята!
В. : - Вот мы с вами и собрали все подсказки. Но для того чтобы найти ключик, нам надо подготовить наши пальчики.
«Скоро в школу» (Пальчиковая гимнастика)
В школу осенью пойду. («Шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду. (Соединяют пальчики рук в замок.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)
Я таким учёным буду! (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
Но свой садик не забуду. (Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)
В. : - Молодцы! А теперь, возьмите пожалуйста листочки в клеточку, карандаш. Поставьте карандаш на красную точку. Ребята, надо быть очень внимательным, чтобы не подвести Буратино и помочь ему найти ключик. Приготовились!
Задание № 5 Графический диктант (Подсказки за задания)
1. 8 вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз,
2. 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз,
3. 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз,
4. 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
В. : -Дорогой Буратино! А вот тебе и твой ключик.
Б. : - Спасибо ребята!
«Потрудились мы как нужно.
Трудности прошли все дружно.
Стоит вместе нам сплотиться,
Может чудо появиться.
Вы такие трудолюбивые, отзывчивые, умные. Мне надо спешить, я возвращаюсь домой в сказку. До новых встреч!
Рефлексия:
(На доске нарисована лесенка из четырех ступенек)
Ребёнок помещает смайлик веселый или грустный, оценивая свои результаты).
- Если вам понравилось приключения с Буратино возьмите весёлый смайлик, а если нет грустный.
- Поместите смайлик на лесенку, где самая высокая ступенька все понравилось, было не трудно.
- самая низкая ступенька, испытывал трудности в выполнении задания.
- Молодцы ребята, вы все очень хорошо потрудились. Я горжусь вами.