Валентина Фадина
НОД «История колоколов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «История колоколов» или «Легенда о колоколах».
Участники: дети подготовительной «А» группы, воспитатель, младший воспитатель.
Задачи:
• Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси. Показать, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре;
• Расширить духовный мир детей.
• Вызвать желание применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности;
• Воспитывать уважение и любовь к народным традициям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Материалы к занятию: Картинки с изображением колоколов и колокольчиков. Разрезные картинки колоколов, аудиозапись колокольных звонов; слайдовая презентация, ноутбук, телевизор; выставка «Колокольчики» (из разных материалов, разных видов).
Предварительная работа:
1. Беседа «Золотые купола России».
2. Рассматривание иллюстраций с изображением колоколов.
3. Настольная игра «Колокола».
4. Показ презентации «Колокольная история».
5. Экскурсия в Храм.
6. Стихи А. С. Пушкина.
7. Совместная работа детей и родителей в создании выставки «Колокольчики».
Ход занятия.
Дети входят в зал. Становятся полукругом, звучит колокольная аудиозапись.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о колоколах, о колокольном звоне (Слайдовая презентация). Этот колокольный звон приглашает нас к себе в гости. Ребята, как у людей бывают свои судьбы, своя история, так бывает своя судьба, своя история и у колоколов.
– Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
Воспитатель: Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа, он звучал в будни и в праздники. Не звучать колокольному звону, если бы не было колокола. Где можно увидеть колокола? Вспомните, дети, куда мы ходили на экскурсию?
Ответы детей: (Колокола можно увидеть в церкви, в храме).
Воспитатель: - Присаживайтесь, я расскажу вам колокольную историю. Появился первый колокол более 1000 лет назад. Он был из олова и меди. Размещали колокола на звоннице или колокольне (Слайдовая презентация). На Руси,в древние времена не было ни радио,ни телевидения. Происходили разные беды и несчастья - приближались враги или возникал пожар,- и нужно было созвать народ. Существует легенда, что одному священнику приснился сон, в котором он увидел ангела с цветами колокольчиками. Ветер подул, и послышались звуки «Динь-динь». Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его в богослужении. Так появились колокола.
– А сейчас, рассмотрим,из каких частей состоит колокол. (Демонстрация картинки).Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», «туловище». Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь колокол». (Воспитатель,на магнитной доске показывает, как собрать колокол, с проговариванием названий его частей. Дети самостоятельно выкладывают колокол). Звучит звон колокольчика.
- Колокольчика раздался звук живой
- Поиграть зовет он нас с тобой.
Пальчиковая гимнастика:
Громко колокол звонил (Дети хлопают в ладоши).
Всех людей он разбудил.
Просыпайтесь, одевайтесь,
Возле Храма собирайтесь! (Разжимают и сжимают пальцы рук).
Раз, два, три, четыре, пять (По очереди зажимают пальцы).
Будем праздник отмечать (Разжимают пальцы).
Громко колокол звонил (Хлопают в ладоши).
Всех людей он разбудил. (Делают руками «цветок»).
Воспитатель: - А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время?
Ответы детей:(2-3 ответа).
Воспитатель: Колокола звонят на большие праздники. Этот звон называется Благовестом, потому, что он торжественный им возвещается благая, добрая весть. Послушайте (звучит аудиозапись). Когда у людей случаются пожары, то колокола звонят тревожно, совершая частые удары. Такой звон называется Набат. Он является символом тревоги. Послушайте (звучит аудиозапись). Когда у людей радостные события, например свадьба (показывает картинку, то тогда звонят во все колокола и называют его Красным, послушайте (звучит аудиозапись). О колоколах сложилось много легенд. Удары колокола отсчитывали время, колокольный звон считается лечебным, колокольный звон отпугивает нечистую силу. Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты посвятили стихи. (Предложить детям рассказать выученные заранее стихи).
Ребенок 1:
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где- то за дорогой
Замирает звон.
Ребенок 2:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкой луна
Освещает свет летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин- дин-дин…
А. С. Пушкин.
Воспитатель:
Как хорошо, что есть ведь на Руси
Святая мощь от звонниц хоровода.
Та, что поет: «Неси, неси, неси».
Венец единства русского народа.
-Посмотрите еще раз на картины, какие разные бывают колокола. Да, о колоколах можно говорить много, знать самим и другим рассказывать. Колокола отличались на Руси особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надпись- неизменный атрибут колоколов.
– А вы хотите побыть мастерами? Тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола. Вы можете выбрать любой цвет для украшения колокола. (Во время работы звучит колокольный звон). Дети рассматривают друг у друга украшенные колокола.
-Предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Угадай колокольный звон». (У каждого ребенка по три картинки,с изображением свадьбы, праздника и пожара. Звучит запись, колокольного звона. Дети по- очереди показывают картинку).
–Ребята, что мы узнали нового сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы вы лучше запомнили, о чем мы с вами говорили, я предлагаю составить рассказ по картинкам.
Рассказы детей…
Воспитатель: Сегодня ребята вы познакомились с колоколами, колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов- больших и маленьких. Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики своим друзьям. Желаю вам и вашим друзьям, чтобы всегда звучал колокольный перезвон Благовест. Звон, который рассказывает о доброй вести. Пусть у вас у всех будет хорошее настроение.