Ольга Козлова
НОД с детьми старшей группы по изодеятельности «Волшебный цветок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебный цветок»
Цель: Формирование у детей знаний о растениях нашего края.
Задачи:
- обогащение знаний детей о цветущих растениях нашего края;
- расширение словарного запаса детей, развитие связной речи;
- воспитание эстетического отношения к миру природы, его изображение в
различных художественных техниках (акварель, гуашь, акварель+восковые
мелки, гратаж, акварельные карандаши, цветные карандаши);
- развитие творческого воображения, фантазии, чувства композиции;
- развитие мелкой моторики рук.
Публикация «НОД с детьми старшей группы по изодеятельности „Волшебный цветок“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. ИЗО, поделки, рисование
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оборудование: детские работы, мультимедийная установка, телевизор, выставка детских работ, альбомные листы, восковые мелки, акварель, цветные карандаши, акварельные карандаши, фон для гратажа, зубочистки, гуашь, баночки с водой, кисти разных размеров, салфетки.
Предварительная работа: беседы о цветах, чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, составление сказок загадок (ТРИЗ) о цветах, рассматривание фотографий, иллюстраций. Рисование цветов разными способами, выполнение аппликаций «Одуванчики на лугу», коллективная работа «Мы лужок лепили». Просмотр мультфильмов «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек», прослушивание музыкальных произведений «Вальс цветов» «Волшебный цветок»
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети под музыку входят в зал.
В. Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну Рисовандию. Вы знаете, что это будет за страна? В этой стране живут сказочные волшебники : по улицам разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнышко и всё вокруг переливается! Жителям Рисовандии нравится задавать вопросы и загадывать загадки гостям. Я думаю, вы можете выполнить все задания волшебников из Рисовандии, и это путешествие будет для вас интересным.
И так, в путь!
Звучит вальс, дети, медленно кружась, подходят к стульчикам, садятся.
В. Вот мы и на месте! Смотрите, вот прошла девочка-кисточка, а вот побежал быстрый мальчик-карандаш! Как здесь светло, ярко!
II. Постановка темы и цели.
– Отгадайте загадку.
Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)
– Правильно, сегодняшнее наше занятие будет посвящено цветам нашего края, слайд 1).
Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. О цветах складывают стихи и песни, сказки и легенды. Художники переносят их красоту на свои полотна (слайд 2). Посмотрите на картину Поля Сезанна, какие цветы здесь изображены?
– Цветы – символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный цветком жизни, установлен под Ленинградом – в память о детях, погибших во время войны. На белых лепестках большими буквами написано: “Пусть всегда будет солнце!”. (Cлайд 3)
1) Легенда о появлении цветов на Земле.
– Послушайте легенду о том, как на Земле появились цветы. Убегал Иван-царевич от Бабы Яги (слайд 4). Доехал он до большой реки, а моста нет. Махнул Иван-царевич три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул Иван-царевич три раза платком в левую сторону – радуга стала тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие, злые и ядовитые, - это там, где Баба Яга ступала.
– Посмотрите на этот цветущий луг (слайд 5).
2) Беседа о цветах.
– Давайте вспомним, какие цветы растут в нашем крае. Отгадайте:
а) Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
Ответ: Одуванчик. (Слайд 6)
– На что похож этот цветок? (На солнышко)
– Правильно, и вот почему. Встало однажды Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком, и пошло гулять по небу. Смотрит: хороша Земля! И леса, и луга – все в зеленом наряде. А все-таки чего-то не хватает.
- Что бы еще такое придумать? – спросило Солнышко.
- Чем людей порадовать?
Взмахнуло оно золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики. Увидела это Зима и очень сильно разозлилась. Взмахнула она серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.
(Стихи о цветах читают дети)
Одуванчик
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Серова
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
Ответ: Ромашка – (слайд 7)
– А вам что напоминает этот цветок? (Звездочку, снежинку, солнышко)
– Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия: стоит он посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. В Румынии даже есть такая примета: “Если встретишь в дороге ромашку, поклонись ей и скажи: “Здравствуй, доктор!”.
Ромашка
Кто-то думает – это сорняк!
Вы мне поверьте, что это не так!
Это полезный и чудный цветок,
Многим спастись от болезней помог.
Маленький – силой большой обладает,
Люди ромашкой его называют.
Автор: Светлана Джус.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Ответ: Колокольчики. (Слайд 8)
– Когда-то один известный ученый, так сказал о колокольчике: “Человек может увидеть огромный мир в маленькой песчинке и небо – в чашечке колокольчика”. У этого цветка много названий : и балаболки, и звонцы, и бубны. А вам он что напоминает?
Колокольчик
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
Автор: А. К. Толстой
Мы несли грибы в корзине
И ещё цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назвался.
Ответ: Василёк. (Слайд 9)
– У славян про васильки есть легенда. Полюбили однажды друг друга русалка и простой парень Василий. Только никак договориться не могли, где им жить лучше вместе. Русалка в воду его звала, а Василий на своем стоял: “У пашни поселимся”. И тогда решила русалка перехитрить парня. Когда Василий задремал, превратила она его в скромный голубенький цветок. И все надеялась, что ветер сорвет голубенький цветок, а вода унесет его к ней в омут. Только напрасно ждала. Крепко Вася-василек за землю держался.
Василек
Кажется, небо на поле упало –
Всё голубым под ногами вдруг стало!
Это расцвел необычный цветок,
С именем русский, простым – Василек.
И лепестки у него голубые,
По самому краю немного резные.
Автор: Светлана Джус.
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Ответ: Ирис. (Слайд 12)
– Когда Прометей подарил людям огонь, на Земле вспыхнула дивным семицветьем радуга – так велика была радость всего живого на планете. Уже и закат отгорел, день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром. Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы (слайд 13). Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы.
Ирис
. Изысканно-волшебные цветы
Небесно-голубым огнем в саду пылают.
Их нежные воздушные черты
Изяществом своим поэтов вдохновляют.
Их листья - словно лезвия меча,
Сражают строгостью и совершенством линий.
И я стою, взволнованно шепча,
Стихи об ирисе среди гвоздик и цинний
Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный.
Ответ: Мак. (Слайд 14)
– Легенда рассказывает, что богиня Флора создала мак чтобы хоть чем-то порадовать одинокую и печальную ночь. Цветам, которыми Флора украшала Землю, были рады все. И только одна Ночь не радовалась – бродила она одиноко и печально. Пыталась было звездами да жучками-светлячками рассеять мрак, и все-таки люди не любили её. И Ночь попросила Флору:
- Подари мне такие цветы, чтобы люди, увидев их, начали бы любить меня…И тогда Флора подарила ей маки.
Мак
Красное поле! Тут что-то не так!
Ближе посмотришь, да, это же мак!
Этот цветок всегда красным бывает,
Зернышки черные в нем созревают.
Бабушка зернышки эти берет,
Вкусные булочки с маком печет.
Автор: Светлана Джус.
3) Рассказ о Красной книге.
– Молодцы ребята, вы знаете большинство цветов нашего края. Но их становится все меньше и меньше. И ученые решили, что им надо помочь выжить. Они стали изучать, каким растениям надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом издали списки в виде книги, это была – Красная книга (слайд 15). Страницы в этой книге разноцветные : красные, желтые, белые, зеленые и черные. Сделано это было не для красоты. На красные страницы поместили те названия растений, которые могут исчезнуть в самое ближайшее время. На желтых страницах напечатали сведения о растениях, численность которых пока еще велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о растениях, вообще редких на земле. А на зеленых – о растениях, которые уже удалось спасти. На черных – те виды, которые исчезли с лица Земли вообще.
Физкультминутка.
III. Творческая работа.
Постановка задач. В стране Рисовандии случилась беда, злой волшебник заколдовал все цветы. Давайте поможем девочкам-кисточкам, мальчикам-карандашикам, нарисуем волшебные цветы. Работать мы будем в разных техниках, у каждого из вас есть значок, занимайте места за столами с таким же значком, что и у вас.
2) Самостоятельная работа.
Звучит “Вальс цветов” П. И. Чайковского.
IV. Итог занятия.
- Какие чудеса может выполнять твой цветок?
– Молодцы, ребята, все отлично справились с заданием.
- Что вам понравилось на занятии?
- Чья работа понравилась? Почему?