Лучший педагог года

НОД «Русский сарафан» для детей старшего дошкольного возраста

Ирина Япончинцева
НОД «Русский сарафан» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Русский сарафан»

Конспект интегрированной НОД в старшей группе

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал под фонограмму русской народной песни «Ах, Самара городок» и встают полукругом лицом к гостям.

Публикация «НОД „Русский сарафан“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в зале! Давайте дружно, весело поприветствуем их нашей песенкой (пояснить, как звучит эхо, повторяя слово «песенкой» с изменением динамики).

Ой, слышите, это эхо к нам пожаловало. Видно эхо тоже хочет с гостями поздороваться.

Ну, что ж, тогда я сейчас запою,

А вы, ребята, не зевайте,

Эхом дружно подпевайте!

Муз. руководитель (поёт) :

Добренького всем здоровья, здравствуйте!

К нам пришли сегодня гости, дружно их встречайте!

Обращается к детям.

Дети (повторяют хором) :

Добренького всем здоровья, здравствуйте!

К нам пришли сегодня гости, дружно их встречайте!

Делают поклон гостям.

Муз. руководитель: А сейчас прошу ребята вас по кругу всем пойти.

Только не забудьте, детки, юбочку и поясок найти!

Дети идут по кругу по фонограмму песни «Ах, Самара городок» и проходят на места.

Музыкальный руководитель провожает детей песней :

«Проходите, проходите, занимайте вы места.

Вас, скажу я по секрету – ждут сегодня чудеса!»

Муз. руководитель: Ребята, в наш детский сад пришло необычное письмо от бабушки Авдотьюшки из далёкой деревушки. Вот это письмо.

В нём бабушка Авдотья просит нас помочь придумать для её сарафана праздничный узор, орнамент. Да – да, именно так. Она пишет:

«Люди добрые, мне помогите, орнамент сарафану моему вы подберите

Ой, ребята, чтобы бабушке помочь надо сначала разобраться, что такое орнамент и зачем он нужен сарафану! И так, нам известно, что сарафан это старинная женская одежда, которую любили носить и женщины, и девушки, и девочки, да к тому же сарафаны считались не только самой красивой, но и самой удобной одеждой.

Ребята, а вы хотели бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как русские люди жили-поживали : что одевали и как танцевали?

Дети: Да!

Муз. руководитель: Ну, тогда закрывайте глазки и не подглядывайте!

Раз, два, три – на волшебный экран посмотри!

Дети открывают глаза. На экране появляется картина К. Лебедева «Народный танец».

Муз. руководитель:

Вот так радость и веселье! Посмотрите вы на них

На танцующих нарядных и счастливых молодых!

Парень весело, игриво, от души пустился в пляс!

Девица же в сарафане красотой пленила нас!

Дети рассматривают картину.

Муз. руководитель: Ребята, как вы думаете, если бы эта картина зазвучала, то какую музыку мы бы услышали?

Дети: Красивую, весёлую, громкую.

Муз. руководитель: Ребята, а давайте сейчас мы послушаем несколько музыкальных произведений и выберем самое яркое, весёлое, быстрое.

Нашим девочкам – красавицам мы раздадим платки,

А мальчиков поучим на пояс ставить кулачки.

Воспитатель раздаёт девочкам платочки, а музыкальный руководитель показывает мальчикам, как правильно ставить кулачки.

В записи звучит (фрагмент) : «Романс» в исполнении ансамбля русских народных инструментов «Россия».

Муз. руководитель: Ребята, как вы думаете, под такую музыку получится танцевать легко, быстро весело?

Дети: Нет!

Муз. руководитель: А давайте попробуем! Как только музыка зазвучит, вы начинайте плясать – мальчики буду выполнять подскоки, и держать кулачки на поясе, вот так (показывает, а девочки поднимут вверх платочек и будут кружиться (показывает) вот так.

Муз. руководитель ещё раз включает музыкальный фрагмент и обращает внимание детей на картину. Дети стараются выполнить танцевальные движения.

Муз. руководитель: Ой, ребята, вы были правы, под такую спокойную, тихую музыку танцевать быстро и весело не получается!

Давайте послушаем ещё одно музыкальное произведение и попробуем потанцевать так же быстро, весело и выразительно, как танцуют девушка и парень. Посмотрите ещё раз на картину.

Звучит «Народная песня» А. К. Лядова, в оркестровом исполнении. Дети танцуют.

Муз. руководитель: Ах, какой чудесный пляс получается у нас!

Вот бы пригласить гостей из далёких областей!

Я думаю, нам поможет этот волшебный экран. Давайте вместе, дружно,

Похлопаем в ладоши!

Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени» и на экране появляется фотография воспитательницы в русском народном сарафане. Затем экран гаснет и из – за ширмы выходит «живая» воспитательница.

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, к нам русская красавица пришла. А сарафан то у неё – загляденье!

Воспитательница подходит к детям, кружится и кланяется.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие!

Простите, за то, что я задержалась!

Но дело всё в том, что я наряжалась!

Одела такой вот красивый наряд –

Хотела порадовать милых ребят!

Муз. руководитель: Ах, как хорошо, что вы пришли на наше музыкальное занятие в этом замечательном русском народном костюме. Мы с ребятами сегодня как раз изучаем русский народный сарафан и его украшение, которое называется орнаментом.

Воспитатель: Я с радостью вам помогу – всё что знаю, расскажу. Вот посмотрите, ребятки, на моём сарафане есть полоса вышитая цветочками, листочками, которые располагаются друг за другом и повторяются.

Показывает орнамент на сарафане.

Сейчас я взмахну своим волшебным платочком, и на экране появятся мои подружки в ярких, красивых, расписных сарафанах.

Подходит ближе к экрану и делает взмах платком. На экране появляется фотография девушек в сарафанах.

Воспитатель: Вы, ребятки смотрите внимательно. На каждом сарафане есть своё украшение, свой неповторимый орнамент.

Муз. руководитель: Как интересен ваш рассказ. А можно рассмотреть орнаменты на сарафанах поближе?

Воспитатель: Конечно можно!

Как только платочком взмахну я опять,

Орнаменты будете вы изучать!

Делает взмах платком и на экране появляются сарафаны с различным орнаментом.

Музыкальный руководитель объясняет детям расположение рисунка на орнаментах.

Муз. руководитель: Орнаменты, которые мы сейчас с вами, ребята, рассмотрели, располагались в полоске, где цветочки, листочки выстраивались друг за другом в одну линеечку. А бывают орнаменты, которые располагаются по кругу и в квадрате.

Дети рассматривают орнаменты на экране.

Муз. руководитель (обращается к воспитателю) : Так что же получается, для того чтобы например, создать цветочный орнамент нам нужно просто менять и повторять цветочки да листочки (приводит пример?

Воспитатель: Всё верно, именно на повторении и чередовании строится любой орнамент.

Муз. руководитель: Ребята, у меня есть красивая шкатулка, в которой находятся разные геометрические фигурки.

Показывает детям шкатулку. Достаёт из неё сначала кружок и спрашивает у детей какая это фигура, а затем показывает квадрат.

Я очень хочу попробовать создать из этих кружочков и квадратиков геометрический орнамент. Но только мне понадобится ваша помощь. Вы мне поможете, ребятки?

Дети: Да!

Детям предлагается сначала встать в круг, а затем разделиться на две группки – одна выстраивается в линию по одну сторону зала, а вторая – по другую. Каждому ребёнку раздаётся по одной геометрической фигурке (круг, квадрат).

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, кружочки и квадратики, которые вы держите в руках, находятся в определённом порядке – они повторяются несколько раз (озвучивает порядок геометрических фигур).

Воспитатель: Ребятушки, да у вас получился настоящий геометрический орнамент! Давайте мы сейчас ваши фигурки выложим на ковре, что бы все могли увидеть орнамент, который получился.

Дети выкладывают орнамент на ковре.

Муз. руководитель: Вот теперь пора, ребятки, нам немножко поиграть.

Попрошу не расходиться, а правила игры узнать!

Игра называется «Танцевальный орнамент». Правила игры такие:

Дети, у которых в руках находится кружок, будут кружиться, а ребята, которые держат квадрат, будут приседать. Давайте потренируемся.

Муз. руководитель показывает круг – дети кружатся, показывает квадрат – дети приседают.

Воспитатель: Ах, какая интересная игра. Можно и я с вами поиграю?

Я с платочком волшебным пойду

Да ребятушкам всем помогу!

К кому платочком я прикоснусь,

Будет танцевать – свои движенья выполнять!

На экране показываются орнаменты.

Воспитатель подходит к детям и каждому по очереди кладёт на плечо платочек. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети выполняли танцевальные движения правильно.

Муз. руководитель:

А сейчас, как только русская красавица платочком взмахнёт,

Пусть орнамент сразу весь вмиг оживёт!

Воспитатель машет платочком, а дети выполняют танцевальные движения, под музыкальное сопровождение гармони.

Муз. руководитель: Ну, что ж, ребята, вот мы с вами и разобрались в том, что такое орнамент, как он создаётся и для чего он нужен сарафану.

А теперь я предлагаю вам вспомнить шуточную песню, в которой народные умельцы изготовили необычный сарафан.

Звучит фрагмент песни «Во кузнице» в оркестровом изложении.

Муз. руководитель: Ребята, вы догадались, о какой песне идёт речь?

Дети: Да! Это песня «Во кузнице».

Муз. руководитель: Ну, конечно, это русская народная песня

«Во кузнице». И сейчас мы её споём так, как она звучала в старину, то есть без музыкального сопровождения.

Дети поют и обыгрывают русскую народную песню «Во кузнице».

Воспитатель:

Велика Россия - мать и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцев на весь мир молва идёт!

Муз. руководитель: Потрудились кузнецы наши на славу,

Да на общую радость и забаву.

А теперь пришло время поплясать -

Приглашаю в хоровод скорее встать!

Под фонограмму песни «Во кузнице» дети встают в хоровод и закрепляют танцевальные движения, которые они разучивали в начале занятия: мальчики выполняют подскоки на месте, а девочки кружатся вокруг себя (одна рука «держит платочек», другая – юбочку).

По окончании хоровода дети выходят на полукруг.

Муз. руководитель: Ах, какие вы умницы и молодцы! Вы сегодня были такими старательными, внимательными, активными. Спасибо вам за это! Только вот мы совсем забыли о просьбе бабушки Авдотьи. Нужно ведь нам придумать для её сарафана праздничный орнамент.

Воспитатель: Ребята, а у меня как раз есть полная корзина сарафанов, которые можно украсить, раскрасить так, как душе вашей угодно! Вот только где бы нам этим заняться? Здесь ни красок, ни карандашей нет!

Муз. руководитель: А вы знаете, наши дети не только любят петь и танцевать, но рисовать. В группе у ребят есть краски, карандаши и многое другое.

Воспитатель: Ребятушки, а можно и я с вами пойду рисовать – сарафаны украшать! Дети отвечают.

Муз. руководитель: Ребята, только когда вы украсите свои сарафаны, пожалуйста, не забудьте нас пригласить на них полюбоваться!

Ну, а сейчас, пришла пора прощаться.

Поёт на мотив песни «Ах, Самара городок» :

«Вот пришла пора прощаться – до свидания!»

Дети (поют) : До свидания!

Дети кланяются гостям и уходят из зала под фонограмму песни «Ах, Самара городок».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок»Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок» Название: Иллюстрация к Русской народной сказке "Колобок". Автор работы: Работу выполнила Яковлева Варвара Возраст ребенка: 4 года. Описание.

Конспект открытой НОД по реализации ОО «Музыка» во II младшей группе с использованием ИКТ МДОУ ДСКВ № 31 МО Ейский район КОНСПЕКТ открытой непосредственно образовательной деятельности «Музыка» во II младшей группе по теме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Русский сарафан» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 09:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Русский сарафан» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Япончинцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД