Екатерина Щукина
Конспект НОД «Рождество» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
Программное содержание: 1. Продолжать развивать у детей интерес к русским народным
традициям (гостеприимство)
2. Продолжать знакомить детей с праздником Рождества
Христова; дать знания о том, как пришел в Россию этот
праздник.
3. Закрепить представления детей об особенностях
празднования, об обычаях и традициях русского народа.
4. Воспитывать в детях доброту, милосердие, любовь к
окружающим.
5. Воспитывать чувство любви к Родине.
Публикация «Конспект НОД „Рождество“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Темочки
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, презентация «Рождество», украшенная елка, игрушка – ангел.
Предварительная работа: Беседа о празднике Рождество Христово. Чтение с детьми Рождественской сказки. Рассматривание иллюстративного материала. Изготовление игрушек для украшения рождественской елки. Разучивание колядок.
Ход занятия: В начале занятия дети в сопровождении помощника воспитателя входят в группу, где их встречает воспитатель.
Педагог приветствует детей:
-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу, проходите.
Дети проходят к заранее приготовленным стульям, расставленным по кругу.
-Что же, ребята. Рассаживайтесь поудобнее, да поговорим. Вот я вас увидела и сказала: «Здравствуйте!». А что обозначает это слово? Почему мы говорим это слово каждый день, когда встречаемся друг с другом? (ответы детей).
-Слово «Здравствуйте!» - это не только проявление вежливости. Говоря при встрече друг другу «Здравствуйте!» мы еще и желаем друг другу здоровья, благополучия. Вот оно какое слово, наполненное заботой о родных и знакомых людях.
-Как вы думаете, почему произносить его нужно не торопясь, ласковым голосом и смотреть в лицо тому, с кем здороваешься? (ответы детей)
-Приглашая вас пройти, я сказала: «Милости прошу». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).
-Говоря это гостям, хозяева тем самым просили их быть милостивыми, добрыми, ласковыми, приветливыми, вежливыми.
-Вот какие умные и вежливые русские приветствия. А кто знает, что еще было принято обязательно делать гостям, входя в дом? (кланяться)
-Как вы думаете, почему была у русских людей такая традиция? Просто так гости кланялись или они хотели что-то показать хозяевам? Что? (ответы детей).
-Поклоном гости выражали свое уважение хозяевам. А еще принято было при поклоне говорить: «Мир вашему дому!» Как вы думаете, что означают эти слова? (ответы детей).
-Вы правы, такими словами гости желали хозяевам, чтобы в доме у них всегда был мир, покой, лад, чтобы не было ссор.
-Видите, ребята, все это не простые слова, а добрые пожелания. А мы с вами какими из этих добрых пожеланий часто пользуемся? (ответы детей).
Педагог обращает внимание детей на наряженную елку.
-Ребята, взгляните, какая у меня красивая и нарядная елочка. А на какой праздник наряжают елку? (ответы детей).
-А вы праздновали Новый год? Как вы отмечали этот праздник? (ответы детей).
-А какой русский праздник мы еще отмечаем зимой через несколько дней после Нового года? (ответы детей).
-Какого числа мы с вами отмечаем Рождество Христово? (7 января)
-А вы знаете, что он означает? (ответы детей).
-А вы знаете, как пришел к нам этот праздник? (ответы детей).
Я вам сейчас расскажу:
Однажды более двух тысяч лет назад в город Вифлеем пришли дева-Мария и спутник ее Иосиф. (Педагог показывает слайды презентации, иллюстрирующие рассказ). Когда они вошли в город, приближался вечер. Уже темнело. Путникам нужно было где-то переночевать. Но в какие бы дома они не стучались, ни одна дверь не отворилась перед ними, чтобы впустить их и дать кров на ночь. На землю уже спустилась темная ночь, которая застала путников на окраине города: перед ними была безлюдная пустыня. Усталые и измученные длинным путешествием, они стояли, не зная, куда идти. На темном небе поблескивали звезды и показалась луна. Ночевать на улице им не хотелось. Наконец они увидели пещеру. Это была пещера пастухов. Но сейчас она пустовала. Здесь в пещере у Девы-Марии родился сын Иисус Христос. Счастливая мать спеленала его и положила в ясли.
-А вы знаете, что такое «ясли»? (ответы детей).
-Яслями называли место, куда кладут маленьких ягнят)
-Была ночь, весь город спал, не спали только пастухи – они пасли стадо овец. Вдруг, они увидели яркий свет на небе, и с неба в светлых белых одеждах спустился ангел - Господень.
-Кто такой ангел? (ответы детей).
Педагог показывает детям игрушку ангела.
- Ангел – это посланник Божий. Он сообщил пастухам новость о том, что родился сын божий – Иисус Христос. В тот момент, когда родился Младенец, на небе появилась большая яркая звезда. Как вы думаете, как восприняли пастухи - это известие? (ответы детей).
-Пастухи обрадовались этой новости и направились к пещере с дарами.
Педагог предлагает ребенку прочитать стихотворение:
-Ребята, а вы знаете, как на праздник Рождества пришла традиция наряжать елочку?
Сейчас я вам расскажу:
Около пещеры, где заночевали Дева-Мария и Иосиф, росли три дерева: пальма, маслина и скромная зеленая елка. Узнав радостную весть, что у Девы-Марии родился сын, пальма и маслина тоже захотели пойти поклониться Младенцу и принести ему свои дары. Елочка попросилась вместе с ними. Но пальма и маслина сказали ей: «А какие дары сможешь принести ты? У тебя есть только колючие иголки да липкая смола». Расстроилась елочка. Этот разговор деревьев услыхал Ангел и ему захотелось помочь елке.
-Как вы думаете, какие дары принесли Младенцу деревья? (ответы детей).
-Пальма склонилась над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны: «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день». Маслина наклонила свои ветви, и с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Ей нечего было подарить.
-Как вы думаете, как Ангел помог елочке? (ответы детей).
-Ангел сделал знак и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. Когда Младенец проснулся, то его внимание привлекла сияющая елка, он улыбнулся и протянул к ней руки. Как вы думаете, чей дар ему понравился больше всего? (ответы детей).
-Но елка не загордилась, а своим сиянием постаралась осветить своих подруг Пальму и Маслину. Тогда Ангел сказал ей: «Ты доброе дерево, поэтому каждый год ты будешь приходить к людям в гости, они станут наряжать тебя и отмечать праздник Рождества Христова.
-А как на Руси отмечают Рождество? (наряжают елку, в домах и церквях зажигают свечи, поют песни).
-А кто из вас знает, какой еще обычай был на Рождество? (ответы детей).
-Люди переодевались в костюмы животных, надевали маски, брали холщевые сумки, ходили по домам и пели поздравительные песни – колядки.
-А какие колядки вы знаете? (ответы детей).
Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества1
Коляда пришла,
Рождество принесла!
Коляда, коляда!
Подавайте пирога!
Блин да лепешку
В заднее окошко!
Коляда, коляда!
Не хочешь ли пирога?
Не ломай, не ломай
Все подавай!
-Давайте сейчас встанем и все вместе поколядуем.
В конце занятия педагог подводит итог.
-Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, Рождество)
-Чему посвящен праздник Рождества?
-Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа? (яркая звезда0
-Какие дары принесли Младенцу пальма, маслина, елка?
-Какие традиции есть на Руси на Рождество?