Любовь Мышляева
НОД «Путешествие в мир часов и времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1) Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, деталями часов (циферблат, стрелки); их роли в жизни человека;
2) Закрепить умение ориентироваться в частях суток, днях недели и их последовательности, чередовании месяцев и времен года.
3) Учить детей определять время по часам с точностью до 1 часа;
4) Обогащать словарь детей за счет слов: водяные, солнечные, механические, электронные, песочные часы;
5) Уточнить представление о календарном годе, сколько в году месяцев, какие.
Публикация «НОД „Путешествие в мир часов и времени“» размещена в разделах
6) Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками;
Материалы:
- различные виды часов (солнечные, песочные, механические (наручные, настенные, электронные;
-мяч; картинки с изображением временами года, круглые геометрические фигуры на каждого ребенка (зеленые, красные, желтые, белые).
- Раздаточный материал для детей:
- готовые формы для работы детей, вырезанные силуэты часов с цифрамии движущимися стрелками.
Словарная работа:
Активизация - часовой, часовщик;
Пассивный словарь - циферблат.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Ход занятия.
Дети сидят за столами.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела сова, чтобы услышать что мы знаем о часах и времени. Так как она летает только ночью, а днем спит и ничего о часах и времени не знает. Поможем сове? (Да)
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Мы днем не спим,
Мы ночью не спим,
И днем и ночью
Стучим, стучим.
Дети: Это часы.
Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).
В-ль: А зачем нужны часы человеку?
Дети: Чтобы знать время и ни куда не опаздывать.
В-ль: Человек, который их делает и ремонтирует, как называется? (часовой мастер или часовщик). Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая.
В-ль: Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении — от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить. В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. (Воспитатель показывает на глобусе)
В-ль: Скажите, из каких частей состоят часы?
Ответы детей: (Часы состоят из циферблата и стрелок) .
- Сколько стрелок у часов, и какие они?
Ответы детей: (У часов две стрелки : одна минутная, другая часовая) .
Восп. : Правильно. Что показывает часовая стрелка?
Ответы детей: (часовая стрелка показывает сколько часов) .
Восп. : А минутная?
Ответы детей: (минутная стрелка показывает сколько минут)
Воспитатель: Ребята, кто знает какие раньше были часы и почему мы сейчас ими не пользуемся?
Дети: Первыми появились солнечные часы (короткий рассказ ребенка о часах) :
Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Человек заметил, что тень от дерева не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Смотрел человек и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу.
Ребенок: У них не было стрелок, циферблата, солнце светило, часы давали тень и показывали время.
Воспитатель: Как вы думаете, такие часы удобны?
Дети: Их нельзя взять с собой, если пасмурная погода они не показывают время.
Воспитатель: Дальше изобрели водные часы.
Кто нам расскажет об этих часах? (короткий рассказ ребенка о часах) :
В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Ребенок: В часы наливали воду и по черточкам определяли время.
Воспитатель: Как вы считаете, почему такие часы неудобны?
Дети: В них надо подливать воду, нельзя взять с собой.
Знали люди и другие живые часы – это растения. Например, одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.
Еще люди придумали песочные часы. Их сейчас используют в основном в медицине.
Воспитатель: Люди придумали другие часы: механические.
Почему они так называются, как вы думаете?
Дети: Их нужно заводить, они будят по утрам.
Воспитатель: А кто нам расскажет про электронные часы?
Ребенок: У этих часов нет стрелок, там цифры мигают. Их не надо заводить, там батарейки.
Воспитатель: А какие еще виды часов вы знаете?
Дети: Наручные, будильник, песочные, настенные, напольные, карманные, секундомер, электронные…
Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты,
Воспитатель: Вот видите, как много видов часов существует в мире.
Воспитатель: А сейчас возьмите в руки свои часы, которые лежат у каждого на столе посмотрите н циферблат и сделаем офтальмологическое упражнение «Круг». Обведите его глазами по часовой стрелке 2 раза и поморгать 2 раза.
Потом против часовой. И поморгать 2 раза.
А сейчас позанимаемся немного.
Стих. Когда сова ложится спать
Соблюдается совой
распорядок часовой.
Ночью в час —по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет два-
В магазин спешит сова.
В три- готовит суп.
В четыре —
Вытирает пыль в квартире.
В пять- сова идёт читать.
В шесть — она садится есть.
Семь показывают стрелки —
В гости к ней приходят белки.
Не поздней восьми часов —
Совещание у сов.
Но как только девять бьёт —
В лес сова гулять идёт.
В десять у неё — вязанье,
А в одиннадцать — купанье.
Как двенадцать бьёт часов-
Двери в доме на засов :
В полдень ей пора в кровать.
Любит днём сова поспать.
Дальше всё по распорядку:
В час — встаёт и на зарядку…
Музыкальная физкультминутка «Динь-бом стучат часы» (под музыку дети исполняют музыкальные движения.)
Восп. : А теперь давайте посмотрим вокруг, где еще в группе у нас находятся часы?
- Правильно, календарь времен года и месяцев похож на циферблат часов. Действительно при помощи календаря тоже можно отделять время.
Правильно ли стоит стрелочка на наших календарных часах?
(дети исправляют календарные часы)
В-ль:- Из каких частей состоит день (утро, день, вечер, ночь?
Как иначе можно назвать день? (сутки)
Дети, я покажу вам ещё одну модель суток. Скажите, чем отличаются эти модели суток друг от друга? (Сектор чёрного цвета на одной модели больше, на другой сектор белого цвета больше.)
-Как вы думаете, почему? (Это модели летних и зимних суток).
- Почему на модели летних суток белого цвета больше, чем на модели зимних суток? (Летом дни длиннее, чем зимой).
Работа с моделью года.
- Что обозначает круг, разделённый на 4 части синего, зелёного, красного и жёлтого цвета. (Времена года).
--Из каких времен состоит год (зима, весна, лето, осень)
-Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему? (В каждом времени года три месяца.)
- Из чего еще состоит год? - месяцы
- Сколько месяцев в году? – 12
- Сколько месяцев, и какие во временах года? (в каждом по 3 и название месяцев)
- Какое сейчас, время года, месяц, число?
- Из чего состоит месяц? – неделя
Восп. : Ребята, какие дни недели вы знаете? Ответы детей: (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
Восп. : Какой день недели после понедельника?
Ответы детей: (После понедельника будет вторник)
Восп. : Если сегодня пятница, то какой день был вчера?
Ответы детей: (Вчера был четверг)
Восп. : Назовите следующий день недели после субботы.
Ответы детей: (После субботы будет воскресенье)
Восп. : Назовите пятый день недели
Ответы детей: (Пятый день недели это пятница)
Восп. : А какой день после пятницы?
Ответы детей: (После пятницы будет суббота)
Восп. : С какого дня начинается неделя?
Ответы детей: (Неделя начинается с понедельника)
Воспитатель хвалит детей.
Релаксация.
Воспитатель: Мы с вами хорошо сегодня постарались, вы много нового, полезного и интересного узнали и рассказали нашей гостье-сове.
Скажите, что интересного вы узнали сегодня о часах?
Дети: Что время не стоит на месте, а все время двигается.
Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).
- Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).
Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают).