Ольга Яковлева
НОД по экологии «Мы друзья природы»!
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солнцевского района Курской области
Образовательная деятельность по экологии
Тема: «Мы - друзья природы»
Воспитатель:
МКДОУ «Детский сад «Солнышко»
Солнцевского района Курской области
Яковлева О. А.
п. Солнцево 2020
Цель: Формировать у детей понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно –эстетическом и практическом значении для человека.
Задачи:
Публикация «НОД по экологии „Мы друзья природы“!» размещена в разделах
-развивать познавательную активность, творческое воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях, делать выводы;
-познакомить детей с аромотерапией, расширять представление о лекарственных растениях;
-создавать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели;
-закреплять знания о правила поведения в природе;
- воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям; отношение друг к другу, чувство ответственности.
Оборудование: карта для квест – игры; аудиозаписи «Звуки леса», «Звуки природы», аудиозапись песни «Давайте сохраним» (слова Н. Старшинова, музыка В. Серебрянникова, разрезные картинки, травяной чай, конверт с письмом.
Ход занятия.
Под музыку дети входят в группу и садятся на стульчики. Там их встречает воспитатель в образе бабушки –здравушки.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что мы с вами встретились. Когда я шла к вам в гости, то нашла странное письмо и что-то еще (вертит в руках необычный сверток.) Давайте я прочту письмо.
«Всё, мои дорогие! Пора прекращать все это безобразие. Мы – звери и птицы, устали от всего этого. А нам, птицам еще хуже. Они уже и до нас добрались. Кругом коптят трубы, выбросы от их машин - ни лететь, ни птенцов выводить невозможно. Предлагаю собрать собрание и решить, что дальше делать с человеком, который возомнил себя царем земли и творит все, что ему хочется в лесах, на лугах, водоемах.
Предлагаю выселить человека с планеты и превратить нашу Землю в красивую и зеленую, но у людей есть маленький шанс доказать нам, что любят свою планету и будут охранять ее».
Воспитатель: Ребята, мы можем доказать, что мы любим и знаем природу.
Дети: Да!
Воспитатель: Ну как, не боитесь? Тогда нам предстоит выполнить задания, приготовленные лесными жителями, и они поверят в то, что вы настоящие знатоки и любители природы.
Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте.
1. Что такое природа?
Дети: Природа-это то, что нас окружает, то, что не создано руками человека.
2. Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
3. Что относится к неживой природе?
Дети: Вода, земля, камни, небо, луна, солнце.
4. Что относится к живой природе?
Дети: Животные, рыбы, насекомые, птицы, растения и люди.
5. А может ли человек прожить без природы?
Дети: Человек не может прожить без природы, Человек – часть природы. Она дает ему воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
Воспитатель: А еще она дает ему радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Дети, а вы хотели бы побывать в лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим по карте, куда нам направляться и что делать. (воспитатель рассматривает карту). Ага, все понятно. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения по тексту. Тогда мы сразу окажемся в лесу.
-Встали, приготовились.
В лес попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок
И вот уж виден лес густой.
И вот уж поле колосится – волнуется пшеница.
Над лесом синеют небеса,
Откройте поскорей глаза!
Воспитатель: Вот мы и попали в сказочный лес. Это дом для животных и растений, а в каждом доме есть свои правила.
Что же нам указывает карта?
Воспитатель показывает запрещающие знаки, а дети объясняют их значения.
Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить свои действия, а вы отвечать «да» или «нет».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
-Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
-Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
-Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
-Я люблю свою природу, помогать я буду? (да)
Воспитатель: Молодцы, я уверена, что вы умеете вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателям. Смотрим дальше на карту. Куда теперь отправимся и какое следующее задание?
Задание №2 (от пчелки).
Игра «Собери ягоды» (разрезные картинки)
Здесь нужно сложить картинку лесных ягод и рассказать о пользе этих ягод.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Снова правильно справились с заданием. Смотрим по карте, что мы должны сделать дальше.
Задание №3 (от медведя).
Воспитатель: Ребята, о пользе лесных ягод вы хорошо знаете, а лекарственные растения вы знаете? Отгадайте загадки и найдите эти растения.
Нужно только не лениться
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья
Те, что для людей полезны-
И отпустят все болезни.
1. Растёт зелёною стеной,
Её обходят стороной,
Колючая и злая дива
А как зовут траву? (крапива)
2. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвёшь листочек, осторожно,
Кто нас излечит? (подорожник
3. Стоят в поле сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)
4. В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту,
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт. (мята)
5. Если травку ты сорвёшь
Ручки, знай, не ототрёшь
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранку? (чистотел)
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием, а теперь предлагаю провести физминутку.
Выросли деревья в поле!
Хорошо расти на воле! (Потягивание руки в стороны)
Каждое старается!
К небу, к солнцу тянется (Потягивание руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли (Наклоны вперёд)
Вправо- влево, взад, вперёд-
Так деревья ветер гнёт (Наклоны вправо- влево, вперёд- назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
Воспитатель: Дети, смотрим по карте, куда мы должны отправиться дальше.
Задание №4 (от вороны).
Игра «Душистые мешочки».
Вышли подружки на лужок погулять, да стали травку в мешочек собирать.
У каждой был мешочек небольшой, но аромат имел он свой.
Травка в нем была не простая, а полезная, лекарственная.
Заигрались подружки, да попутали свои мешочки.
Нам нужно по запаху определить, чем наполнен мешочек и найти изображение этого растения.
Воспитатель: И с этим заданием вы замечательно справились! Смотрим на карту, у нас осталось последнее задание - «Сделай шаг». Если дети правильно отвечают на вопрос, то они делают шаг вперед.
-Что такое лекарственное растение?
-В какую погоду собирают лекарственные растения?
-Почему подорожник так называется?
-Это растение жжет и кусает больно.
-Где можно собирать лекарственные растения?
-Почему нельзя собирать лекарственные растения вдоль дороги?
-Для чего используют лекарственные растения?
-На этом растении гадают.
-Что делают из лекарственных трав?
Воспитатель: Замечательно! Справились со всеми заданиями. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся и друг другу на прощанье, мы подарим обещанье:
«Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!»
Воспитатель: Ребята, вы так понравились лесным жителям, что они угостят вас душистым чаем и мёдом.
Звучит песня «Давайте сохраним».
Приложение