Косарева Ирина
НОД по социально-коммуникативному развитию «Мы за многое в ответе» (в рамках презентации проекта)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми подготовительной группы с ТНР по социально-коммуникативному развитию
Тема: «Мы за многое в ответе»
Презентация проекта :
«Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «НОД по социально-коммуникативному развитию „Мы за многое в ответе“ (в рамках презентации проекта)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Цель: формировать навыки ответственного поведения у старших дошкольников
Задачи:
Формировать у детей нравственно-волевые нормы, определяющие сущность ответственности : инициативность, готовность взять на себя выполнение определенных постоянных обязанностей, стремление к самостоятельному принятию решений, умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других, умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности, обязательность, самоконтроль и взаимоконтроль, осмотрительность.
Закрепить в понятии детей зоны формирования ответственности : ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь; ответственность за собственные вещи, игрушки и выполнение постоянных обязанностей ; ответственность за действия, связанные с благополучием близких; ответственность за собственные успехи и неудачи; ответственность за своих товарищей.
Задачи коррекции речи:
Развивать и совершенствовать связную речь; уточнять смысловое значение слов; расширять словарный запас и грамматические формы; закреплять практическое владение приемами словообразования и словоизменения
Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в употреблении множественного числа существительных; форм единственного и множественного числа в Род. п. ; форм единственного и множественного числа глаголов; согласовании существительных с глаголами в роде, числе, времени; подборе и употреблении глаголов с различными приставками; согласовании существительных с прилагательными в в роде, числе, падеже; согласовании существительных с местоимениями, числительными.
Закреплять навыки составления рассказа по сюжетным картинкам
Продолжать работу по развитию зрительного и слухового внимания
Автоматизировать поставленные в речи звуки
Виды деятельности: игровая, двигательная, речевая, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, мягкие игрушки, детские диванчики, атрибуты для драматизации стихотворения,мультимедийная презентация, медали.
Предшествующая работа:
Чтение русских народных сказок, сказок Ш. Перро, Х. Андерсена, А. С. Пушкина, сказок в обработке Л. Толстого;
Произведений: К. Чуковского «Айболит»,Н. Носова «Огурцы»,»Карасик», «Приключения Незнайки»,А. Гайдара «Чук и Гек», В. Дмитриевой «Малыш и Жучка», Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница»,цикл стихов «Младший брат», В. Осеева «Просто старушка»
Проведение этических бесед и бесед-практикумов на темы: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?», «Я хочу! Я могу! Я – должен!»
«Нарочно» и «Случайно», «Что такое хорошо, что – плохо и почему?», «За кого мы в ответе?»
Решение проблемных ситуаций по теме
Разыгрывание ситуаций по прочитанным произведениям: В. Осеева «Просто старушка»,Л. Толстой «Косточка», Е. Благинина «Посидим в тишине»
Проведение тематических занятий «Что такое обязанность?», «Ответственность, значит быть в ответе»
Проведение занятий по формированию представлений о ЗОЖ, ОБЖ
Проведение игр: на формирование способности познавать себя и других - «Ласковые дети», «Волшебный стул»,»Подарок другу»; невербальных средств общения - «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»; вербальных средств общения – «Большой разговор»; умение вести разговор в различных социальных ситуациях – «Разговор по телефону», «Как нам быть?»,»Как с тобой разговаривают?»
Проведение сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Собираемся в поход»
Проведение подвижных игр-эстафет
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, на предыдущих занятиях вы узнали, что у любого человека есть обязанности, что каждый из вас должен выполнять определенные требования. Какие это требования, назовите их?
( дети называют: быть дисциплинированным, самостоятельным, уметь держать слово, старательно выполнять задания, доводить дело до конца, отвечать за свои поступки и т. д.)
Правильно. Как назвать все эти качества одним словом?
( дети: ответственность)
Правильно - ответственность. Сегодня мы будем говорить об ответственности.
Знакомство детей с зонами формирования ответственности :
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь.
Ребята, каждый человек, в первую очередь, отвечает за свое собственное здоровье, безопасность и жизнь. Что вы должны делать для того, чтобы быть здоровыми?
(На экране – модели-символы, иллюстрирующие основные правила ЗОЖ. Дети называют правила ЗОЖ)
А какие правила безопасности жизни вы должны соблюдать?
(На экране – модели-схемы основных правил ОБЖ : правила безопасности при обращении с электроприборами и опасными предметами, правила поведения при пожаре в квартире, правила поведения с незнакомыми людьми, модели алгоритма действий при вызове «скорой помощи», милиции, пожарной и газовой службы, при обнаружении брошенных подозрительных предметов. Дети называют правила)
Запомните, ребята, что выполняя правила здорового образа жизни и правила безопасности жизни – вы сохраняете своё здоровье и жизнь.
Ответственность за выполнение обязанностей по дому, свои вещи, игрушки.
Ребята, у всех вас есть обязанности по дому. Назовите их.
Молодцы! Вы несете ответственность за свои вещи, игрушки, порядок в своей комнате, выполнение обязанностей по дому.
Сейчас мы проведем игру-соревнование «Наведи порядок в своей комнате» и посмотрим, чья команда быстрей и ответственней это сделает.
(Дети делятся на 2 команды, проводится игра)
Ответственность за действия, связанные с благополучием близких.
Ну вот, теперь в комнате порядок, скоро придет с работы уставшая мама. Давайте вспомним стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине»
(Двое детей (по желанию) показывают инсценировку стихотворения)
Ребята, как мы можем назвать поведение этой девочки?
Правильно, ответственным! За чуткое, внимательное отношение к самым близким вам людям, вы тоже несете ответственность.
Ответственность за домашних животных
Ребята, а к кому в вашей семье, кроме близких людей, вы тоже относитесь с большой любовью?
(ответы детей)
Конечно, это наши домашние любимцы! Пройдите на ковер, возьмите мягкие игрушки и покажите, как вы кормите, ухаживаете, ласкаете своих питомцев
(дети проходят на ковер, где разложены мягкие игрушки: собачки, кошечки)
Проводится психогимнастика «Мой любимый четвероногий друг»
Ребята, за то, чтобы вашим домашним животным было хорошо в вашем доме – вы тоже несете ответственность.
Ответственность за данное слово и принятое решение
Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам историю, которая произошла в одной семье.
Детям предлагается решение речевой логической задачи:
Мальчик Коля очень любил ходить с мамой в магазин. Но не для того, чтобы помочь донести покупки. Коля очень любил шоколад. «Как только они с мамой заходили в магазин, мальчик сразу начинал канючить: «Купи, купи мне шоколадку» Мама пыталась объяснить Коле, что есть шоколад каждый день вредно, что так вести себя нельзя, но сын ничего не хотел слушать. Как-то вечером мама опять собралась в магазин. Коля сказал: «И я с тобой!» «Нет»,- сказала мама, - «ты опять будешь просить шоколад». Коля кинулся к маме: «Мамочка, пожалуйста, возьми меня! Я даю тебе честное слово, что не буду ничего просить!» «Ну если ты даешь честное слово, тогда пошли», - сказала мама. Как только Коля зашел в магазин, сразу потянул маму к прилавку с шоколадом и затянул старую песню: «Купи! Купи шоколадку! Ну Купи!» Мама молча вышла из магазина, Коля за ней: «Мам, мам, ну купи, хоть самую маленькую!» Мама молчала. Дома она тоже не проронила ни слова. Засыпая, Коля подумал: «Может быть мама обиделась на что-нибудь?»
На что же обиделась мама?
(Ответы детей)
Правильно, на то, что Коля не сдержал своего слова!
Вы в ответе за данное слово и принятое решение!
Ответственность за собственные успехи и неудачи
Ребята, теперь вы знаете, что надо делать для того, чтобы стать ответственными?
(предполагаемые ответы детей : надо быть самостоятельными, упорными, выполнять свои обязанности, быть активными на занятиях, помогать друг другу и т. д.)
Правильно!
Воспитатель: в конце нашего занятия, я хочу напомнить вам о том, что вы несете ответственность за свои успехи и неудачи. Сейчас, каждому из вас, я хочу вручить медаль за ваши успехи – за то, что вы очень стараетесь быть ответственными!
(воспитатель вручает стилизованные медали «Самому ответственному дежурному», «Самому внимательному», «За серьезное отношение к порученному делу», «За оказание помощи товарищу» и другие.)