Неля Котелянец
НОД по развитию речи «Ранняя весна. Мамин праздник»
Образовательные цели: Обобщение представленй о ранней весне и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания карины, формирование целостного представления об изображённом на картине. Совершенствование умения воспринимать цветовобогатство, окружающего мира. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Развивающие цели : Развитие связной речи, фонематических представлений, тонкой и общей моторики, выразительности движения, творческого воображения.
Публикация «НОД по развитию речи „Ранняя весна, Мамин праздник“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: Запись пьесы П. Чайковского «Подснежнк», звуки природы -пение птиц, мольберт, предметные картинки с изображенем подснежников, картинки «Март», рассказ Скребицкого «Март», фишки для составления схемы слов,карточки для составления и чтения слов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сейчас звучала пьеса Чайковского «Подснежник». Как вы представляете подснежник. Какой он? (нежный, хрупкий, изящный, с узкими зелёными листочками и прекрасным белоснежным цветком.)
Приметой какого времени года является появление подснежника.
(это примета ранней весны)
2. Рассматривание картины И Грабаря «Март».
Рассмотрите картину и скажите, какое время года изобразил художник. Опишите всё, что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья. (Художник нарисовал раннюю весну, мы видим высокое, голубое небо, всё вокруг залито солнцем. На снегу голубые тени от деревьев. Снег тает. Уже появились проталины. Расцвела мать и мачеха. У берёз ветки кажутся розовыми, потому, что деревья уже проснулись от зимнего сна.)
Какое настроение вызывает эта картина. (когда смотришь на картину настроение радостное)
3. Чтение стихотворений о весне.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льют.
Вот уж снег последний в поле тает
Тёплый пар восходит от земли
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка.
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сала
И тёплый запах талых крыш
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой
А ветер мягкий и сырой
Глаза тихонько закрывает.
4. Пересказ рассказа «Март» по Скребицкому с использованием мнемотехники.
Я расскажу вам рассказ «Март»
Март- первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно. светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.
О чём этот рассказ. (это рассказ о весне) С чего он начинается. Чем март похож на зиму. Что сказано о солнце. Что значит светит ослепительно. Что сказано о небе? В марте начинается таяние снега. Что сказано в рассказе о ручейках? (ручейки журчат) А как сказать по другому. (звенит, поёт) Какие приметы говорят о начале весны. Давайте рассмотрим таблицу и расскажем рассказ ещё раз.
5. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок»
Дружок ты мой, дрозд, (Дети машут сложенными
В крапинку хвост, (ладонями как крыльями.)
Носик — остренький, (Загибают по одному пальчику
Бочок — пестренький, обеих руках, начиная с большого.)
Перья — тонкие,
Песни — звонкие.
Весной распеваются, (Снова машут, сложенными накрест ладонями) Зимой забываются.
6. Упражнение «Снеговички»
Представьте, что вы снеговики, вы стоите на солнечной полянке. Пришла весна. Солнце стало пригревать. Вы стали подтаивать. Вы таете и приседаете всё ниже и ниже. Вы падаете на проталинку и полностью расслабляетесь.
7. Разгадывание шифровки.
Составьте звуковую схему слова МАРТ,
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.