Светлана Ситникова
НОД по развитию речи (составление описательных рассказов) в средней группе «Осенние листья»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
по развитию речи в средней группе «Ромашка»
(образовательная область «Познание»)
Воспитатель: Ситникова С. А.
Тема: «Осенние листья».
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская, «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: учить составлять описательные рассказы.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Образовательные:
Закрепить знания детей о приметах осени, о качественных признаках осенних листьев.
Учить составлять описательные, творческие рассказы.
Учить подбирать правильные антонимы.
Коррекционные:
Развивать точность тактильных ощущений. Активизировать зрительную функцию прослеживания.
Развивающие :
Развивать речь, память, творческое воображение. Развивать логическое мышление.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к природе.
Материал: Разноцветные листья из двухстороннего картона, корзина, сундучок с сухими осенними листьями, иллюстрации осеннего леса, картинки листьев (рябина, берёза, осина, дуб, альбомные листы, цветные карандаши, магнитола, диск с песней «Листопад».
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:
Лес разделся
Неба просинь
Это время года (осень).
- Верно. Мы сегодня поговорим об осени. Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? (Фронтальный опрос)
А сейчас будем разгадывать осенние загадки :
Ветер тучу позовет
Туча по небу плывет
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)
В сером небе низко
Тучи ходят близко
Закрывают горизонт
Будет дождь, мы взяли (зонт)
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся
Что за желтый снегопад?
Это просто (листопад)
- Молодцы!
(На ковре разложены картонные листья.)
-У меня есть для вас сюрприз, и вы сразу догадаетесь, о чём мы будем беседовать. Садитесь на коврик.
2. Описание листьев по качествам и признакам.
Выберите себе один листочек и рассмотрите его. (Воспитатель и дети присаживаются на ковёр).
-Какого цвета у тебя листочек? (2-3 ответа).
-Как сказать одним словом о всех листочках какого они цвета? (Разноцветные).
-Проведите по краю листочка, какой он? (заслушать ответы). Край листочка резной.
- Посмотрите на листочки друг у друга, они похожи?
-А почему они разные? (с разных деревьев). Листочек с берёзы похож на сердечко, а края остро резные. Листочек с осины, какой формы (круглой). А край плавно резной? Листочек с клена резной формы с заострёнными краями.
3. Составление описательного рассказа.
Расскажите о своём листочке, с какого он дерева, какого цвета, какой формы. (Заслушать рассказы троих детей)
4. Речевая игра «Продолжи предложение»(с показом картинок листьев)
Листочек с берёзы, он (берёзовый)
Листочек с рябины, он (рябиновый)
Листочек с клёна, он (кленовый)
Листочек с осины, он (осиновый)
5. Физкультминутка.
А что происходит с осенними листьями, когда дует сильный ветер? (Листопад). Слушайте внимательно, выполняйте движения и следите за своим листиком.
Листик вверх, листик вниз.
Покружился и притих.
Листик вправо, листик влево,
И волной спустился вниз. (повторить 2 раза)
Собрать листочки в корзинку.
(Сели на стульчики за столы).
6. Развитие воображения.
Внести сундучок с осенними листьями.
-А вот ещё один сюрприз! Это сундучок, а что в нём, что шумит, послушайте? (Открыть).
А-а, это запах осени, вы знаете, как пахнет осень? Понюхайте и расскажите нам, что вы себе представили. (Заслушать рассказы троих детей)
7. Развитие мышления.
-Ребята, скажите осень это хорошо или плохо?
-Хорошо - разноцветие природы, шуршание листвы, тёплые солнечные дни, сбор урожая.
- Плохо – идут частые дожди, птицы мало поют, нельзя много гулять, надо одевать много одежды. (Заслушать ответы детей.)
-Значит осень это одновременно хорошо и плохо.
8. Речевая игра «Закончи предложения»
Летом дни длинные, а осенью (короткие).
Летом ночи короче, а осенью (длиннее).
Летом дождь тёплый, а осенью (холодный).
Летом много птиц, а осенью (мало).
Летом много цветов, а осенью (мало).
Летом деревья зелёные, а осенью (разноцветные).
9. Заключительная часть.
Осень - это самая яркая разноцветная пора. Художники любят рисовать её, а поэты сочинять стихотворения. Кто расскажет стихотворение об осени?
(Дети вспоминают и рассказывают стихи, которые учили на занятиях.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный, (все вместе)
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Осень наступила, высохли цветы (один ребёнок)
И глядят уныло голые кусты.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождём и листопадом, (два ребёнка)
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
-Осень к нам пришла с дождём и листопадом, но мы не будем грустить, а будем наслаждаться и радоваться этой непредсказуемой поре.
И сейчас, слушая песенку про листопад, мы нарисуем нашу осень.
- Что вам больше всего понравилось или запомнилось на занятии?