Наталья Кумачёва
НОД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с природой для старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»
подготовила: Кумачёва Н. А., д/с 125 Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель:
Создать условия для формирования у детей знаний о морских жителях.
Задачи:
Публикация «НОД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие к морским жителям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
- Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять;
- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
Материалы:
Картинки с изображениями морских обитателей и растений : морские рыбы, осьминог, морской конек, дельфин, медуза, акула, краб, ламинария, морская звезда. Цветные карандаши и раскраски «обитатели морей».
Ход занятия:
Организационный момент
Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку.
Его не вычерпать ложкой,
И не засыпать песком,
На нём не сделать дорожки,
Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут.
(Море)
Правильно, вы молодцы, мы с Вами будем путешествовать по морю и познакомимся с разными его жителями.
Изучение нового материала
Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах. Давайте вспомним, что мы о них знаем. (ответы детей)
Рыбы - это водные животные. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Рыбы играют большое значение для человека из-за употребления их в пищу. У них есть плавники, хвост, который служит им рулем. Все тело рыбы покрыто чешуей.
Плывем дальше и видим (иллюстрация с изображением осьминога).
Это осьминог. У осьминогов мягкое тело, нет костей. Осьминог - хищники. Обычная его добыча – креветки, рыбы, крабы. Осьминог может изменять окраску своего тела, поэтому его трудно различить на фоне морского дна. Если осьминог почувствует опасность, то спасается бегством, выстреливает в преследователя чернильную завесу.
Осьминог может не только плавать, но и ходить по дну, переставляя щупальца.
Плывем дальше и видим … (иллюстрация с морскими коньками)
Что за чудики такие? Морские коньки – это тоже обитатели морей, в отличие от других рыб плавают они вертикально.
Задание от морского конька и осьминога : отгадывание загадок
Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
(Якорь)
Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
(Парус)
Взял мальчишка хворостинку,
Прицепил к ней паутинку,
Маленький крючочек,
Красный поплавочек,
И свинцовое грузило
К хворостинке прицепил он -
Вот и весь набор снастей.
Чем он ловит карасей?
(Удочка)
Воспитатель:
Молодцы, но нам пора отправляться дальше. (Демонстрируется иллюстрация дельфин)
А что вы знаете про дельфинов?
Дельфины - это морские животное. Водятся в морях и океанах, а также реках, имеющих выход в море. Питаются, как правило, ракообразными, моллюсками, рыбой, а некоторые не брезгуют даже морскими черепахами и птицами. Дельфины не могут долгое время находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.
Физминутка «Пароход»
От зеленого причала оттолкнулся пароход. (встать)
Он шагнул сперва назад, (шаг назад)
А потом шагнул вперед. (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке, (движения руками)
Набирая полный ход. (ходьба на месте)
Воспитатель:
Хорошо отдохнули? Продолжим наше путешествие. Посмотрите, мимо проплывают парашютики (иллюстрация). Ребята, а вы знаете кто это?
Правильно. Это медузы. Тело медуз имеет форму купола. Они бывают маленькие и огромные 2,5 метра. Медузы состоят из воды. Встречаются ядовитые медузы, они опасны для человека.
А вот еще один обитатель моря (иллюстрация акула)
Акула – гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов.
А теперь мы проплываем мимо зарослей подводного леса. Морские водоросли бывают зелёные, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть. Нам знакома морская капуста, она называется ламинария. Её употребляют в пищу, изготавливают консервы. В морской капусте много йода, необходимого для здоровья человека.
Водоросли – это растения без корней, стеблей, листьев. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли основной корм для рыб.
Смотрите, смотрите, в камнях прячутся крабы и морские звёзды. (иллюстрации)
Это - краб. У краба широкое и короткое тело, покрытое твёрдым панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в клешни. Крабы – хорошие мусорщики, дворники морского дна. Они поедают гниющие остатки рыб, очищают море.
Это – морская звезда. Звёзды бывают разные по цвету и размеру. Морская звезда – хищница. Она нападает на гребешок, мидии. С помощью своих лучей открывает створки ракушек и съедает их.
Игра «Камень, звезда».
На слово «камень», дети присаживаются на корточки, наклоняются, обхватывают руками колени, на слово «звезда», дети встают руки вверх в стороны. Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Наше путешествие подходит к концу, и морские жители попросили вас нарисовать тех, с кем вы сегодня познакомились.
Рисование «Морские жители»
Дети под музыку рисуют обитателей моря.
Итог занятия
Понравилось ли вам занятие? Что вы узнали нового?