Ольга Гончарова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:"Морское путешествие".
Цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о глобусе, как модели Земли;
- продолжать формирование умения находить на глобусе и карте необходимые географические объекты (океаны и материки);
- обогатить знания детей об обитателях океана;
Развивающие:
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях, высказывая предположения и умозаключения, делая собственные выводи по итогам опытно –исследовательской деятельности;
- развивать монологическую речь с опорой на предметные картинки;
- работать над активизацией и актуализацией словаря по теме «Море» (морские животные, рыбы, моллюски, подводный мир, обитатели морского дна, морской конек, медуза, морская звезда)
- совершенствовать грамматический срой речи (составление предложений о воде с предлогом «а», используя слова – антонимы)
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир;
- формировать коммуникативные отношения между детьми;
Оборудование:
мольберт, глобус, картинки: кит, дельфин, морской конек, CD с записью звуков моря, презентация «Обитатели морей и океанов», рабочие тетради по курсу «Здравствуй, мир» (Вахрушев, стр., раскраски с морскими обитателями, пеналы с карандашами, оборудование для опытов : 1)сосуды с пресной и соленой водой, сырое яйцо, пластмассовая ложка, 2) яблоко, нож, разделочная доска, 2 блюдца
Предварительная работа:наблюдение за аквариумом; рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов «Мир морей и океанов», «Подводный мир», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Морские обитатели», сообщения детей о ките и морском коньке, опытно - экспериментальная деятельность «почему в море вода соленая»
Подготовила и провела : Гончарова О. В. (высшая кв. категория)
Ход.
Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Это педагоги нашего детского сада и учителя из школы, они пришли к нам на занятие, давайте их поприветствуем. Здравствуйте!
Ритуал:
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- Доброе утро! Я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, не отвлекаться!
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Что это?
- Ребята, а что же такое глобус? (Глобус – это модель нашей Земли)
-Какого цвета глобус? (Голубого, коричневого, зеленого, желтого и т. д.)
-А что обозначается на глобусе коричневым цветом? (Суша)
- Сколько материков на планете Земля?
-Давайте вспомним их названия и посчитаем:
«Евразия, Африка, Америка Северная и Южная, Австралия и Антарктида вьюжная!»
На всех материках мы с вами уже побывали.
- Ребята, а хотите отправиться в кругосветное путешествие?
Сейчас мы поиграем в игру «Самые- самые», но нужно еще обязательно назвать и материк этого рекордсмена.
-Самый маленький континент на Земле (Австралия)
-Самый холодный материк (Антарктида)
-Самый большой материк (Евразия)
-Самый жаркий материк (Африка)
-Самый дождливый континент (Южная Америка)
-Самая маленькая птица (колибри, Южная Америка)
-Самая большая птица (страус, Африка)
-Самое высокое животное (жираф, Африка)
-Самое высокое дерево (сиквоя, Северная Америка)
-Самый маленький медведь (коала, Австралия)
-Самая большая пустыня (Сахара, Африка)
-Самое быстрое животное (гепард, Африка)
-Каких еще животных из семейства кошачьих вы знаете?
А затем педагог раскручивает глобус.
- Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого)
- Что обозначено этим цветом? (Вода)
- Посмотрите на глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?
Давайте проверим, так ли это. Мы с вами проведем опыт:
- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша (отложить четвертинку яблока на блюдце, а вот что осталось, т. е. 3 части- это вода.
- Так много или мало воды на Земле? (много)
- Кто сделает вывод? («Большая часть планеты занята океанами и морями.)
- А сколько океанов(4)
Физминутка. «В океане».
Дело было в марте, плыли мы на корабле,
В океане плыли, много нового открыли,
В океане – ветер, не боялись, за мизинчики держались!
В океане – волны, не боялись, мы за плечики держались!
В океане – буря, не боялись, мы за спинки все держались!
В океане – шторм, не боялись, за коленочки держались!
В океане – дружба, не боялись, мы за руки все держались, ни когда не расставались!
- Ребята, какая вода в море? (Холодная, прозрачная, солёная)
- Как же определить, где морская вода, а где простая из крана? (Попробовать)
- А если не пробовать? Решить эту проблему нам поможет опыт.
Вот две ё мкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я не знаю. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.
Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая.
Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно. Значит вода пресная.)
- Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает. Значит вода солёная.)
- Теперь вы можете сказать, где вода солёная, а где пресная? Кто сделает вывод?
- Давайте заглянем в морские глубины и вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это? (картинка кита)
-Про кита нам расскажет (имя ребенка)
Сообщение ребенка : Кит самое крупное животное в мире. Он весит больше 50 слонов, и пищи ему необходимо огромное количество. Питаются киты мелкими рачками. Кит плавает,сквозь пластины, которые свисают с верхней челюсти кита, он процеживает воду, оставляя во рту «кашу» из рачков. Кит совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И хотя кит может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух.
Добавляет воспитатель: «А знаете ли вы. У самки кита рождается один китенок, которого мама кормит молоком. Делать это не просто! У китов нет губ. И китенок под водой охватывает один из сосков матери свернутым в трубочку языком. Сосать ему не приходиться: мать впрыскивает молоко прямо ему в глотку. За одну кормежку малыш получает 15-20 ведер молока, жирного как сметана.»
-А что вы слышали о дельфинах (картинка с дельфином)
-Да, но это еще не все. Из всех обитателей Мирового океана дельфины самые сообразительные. Они с удовольствием играют с человеком и легко поддаются дрессировке. Дельфина можно по праву назвать первым другом человека в море. Пальчиковая гимнастика: «Дельфин»
По заплывам - чемпион (поочередно соединять пальцы с большим)
Обогнал акулу он. (тоже самое)
Десять сальто прокрутил – (сделать левой рукой кольцо из большого и указательного)
В море всех предупредил. (в кольце поочередно соединять пальцы правой руки с большим)
-Как вы думаете, могут ли во время урагана, киты и дельфины уплыть на дно и спокойно его переждать (нет, им нужен воздух, чтобы дышать)
-Делаем вывод: и касатка, и кит, и дельфин – это морские звери, т. к. они дышат воздухом и кормят детенышей молоком.
-А вот рыбы прекрасно дышат под водой, во время урагана прячутся. (на дне)
-Ребята, а какой красивый и загадочный мир открывается под водой. Давайте и мы сейчас с вами опустимся на морское дно.
-В море встречаются рыбы, на рыб вовсе не похожие. Это, например, морской конек.
Сообщение ребенка: морской конек – это тоже рыба. А назвали его так потому, что он напоминает шахматного коня. Но когда он плывет, он вытягивается и становится больше похож на иголку, чем на коня. Плавает он не очень хорошо, поэтому он часто цепляется за морские водоросли и висит, поджидая добычу. А еще морской конек умеет менять окраску, чтобы стать незаметным в лесу из водорослей и не попасться на зуб рыбам.
Добавляет воспитатель: «А знаете ли вы…Глаза у морского конька двигаются независимо друг от друга, в разные стороны.»
Пальчиковая гимнастика «Морские обитатели»
Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения влево - вправо.
Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.
Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.
И акула и моржи.
Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого
Раз, два, три, четыре, пять. ладони сложены
В. Волнина
Воспитатель.
-Кто же еще обитает в море (показ слайдов)
Рассказ воспитателя:
Одним из красивых животных, которых можно встретить на морском дне, являются морские звезды. А как вы думаете, почему ее называют звездой? А чем отличается она от звезды на небе?
Морские звезды могут быть различных цветов и разных размеров.
Морские звезды - исключительно морские животные, в пресных водоемах не встречаются.
Все морские звезды живут только на дне, ползая по поверхности дна или зарываясь в грунт.
Морская звезда – это животное без головы. Она передвигается на своих лучах присосках. У обычных звезд - 5 лучей, а у некоторых редких - 40!
Рот у морской звезды расположен в центре тела с нижней стороны. Многие из морских звезд - активные хищники, поедающие различных моллюсков, ракообразных.
Глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок.
Морская звезда — одно из самых любопытных морских существ.
Она способна также восстанавливать оторванные лучи.
Самое интересное, что морские звезды совсем не умеют плавать, они бегают на своих ножках-лучиках по дну.
По волнам гуляет зонтик. Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива.
Кто это? (медуза)
Они кажутся фантастическими! Будто из иного мира. Их плавное и размеренное движение завораживает. Многим их хочется потрогать, прикоснуться.
Но медузы вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь.
Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.
Окрас медуз бывает белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным.
Медуза дышит всем телом.
Просмотр слайдов. Показать других интересных и необычных морских обитателей :кальмар, скат, рыба – клоун, морской еж, морской огурец, летающие рыбы, осьминог и др.
Физминутка «Медуза».
В море плавают, как блюдца, (кружиться, руки на поясе)
Но в волнах они не бьются, (приседания)
Только, если прикоснешься, (Руки поочередно вперед, переворачивая ладони)
О медузу обожжешься. (резко прижать руки к груди)
-О морских обитателях мы с вами, конечно, поговорим. А если они вас заинтересовали, вы можете узнать о них сами.
-Откуда мы можем узнать о них (прочитать в книгах, энциклопедиях, спросить у родителей и т. д.)
Работа с пособиями на применение полученных знаний.
Задание 1. Кто из рыб на что похож? Найди пару.
Задание 2. Без чего не могут жить рыбы? Дорисуйте рисунок.
-Понравилось вам путешествие на морское дно?
-Что нового и интересного вы узнали на занятии сегодня?
Поблагодарить детей за работу на занятии.