Ирина Матусова
НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке «Гуси — лебеди»
НОД по обучению грамоте
Цель: познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с буквой «Л»;
- автоматизировать правильное произнесение [Л], дифференцирование по твердости-мягкости.
- закрепить соотношения «звук – буква»;
- продолжать формировать понятие «предложение», умение графически «записывать» предложение в тетради, ориентируясь на листе бумаги.
Воспитывающие:
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
Публикация «НОД по обучению грамоте „Путешествие по сказке „Гуси — лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
- воспитывать познавательный интерес через использование игровых приёмов и актуализацию представлений детей о сказочных героях;
Развивающие:
- развивать фонематический слух.
Оборудование:
- Карточка с буквой «Л»;
- Разноцветные шерстяные нитки по количеству детей, и салфетки к ним;
- Тетради;
-Простые карандаши.
- Иллюстрации: печка, речка, яблонька, лисы, пироги со словами, яблоки с загадками.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.
В сказке птицы страшные
Яблонька спаси меня
Реченька спаси меня
(Гуси-лебеди)
Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо от сестрицы Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, она посадила его поиграть, как вдруг налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и унесли далеко – далеко к бабе-яге. Поможем Аленушке?
Алёнушка даже карту нам нарисовала, куда нам идти.
Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.
Ра-ра-ра- начинается игра.
Са-са–са- ждут в пути нас чудеса.
- Ребята, где живет баба-яга?
2. Фонетическая зарядка.
В лесу воют волки у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с
Что мы произнесли?
Что такое звуки?
Какие бывают звуки?
Чем согласные звуки отличаются от гласных?
3. -Ребята, смотрите первое на карте дерево? Что за дерево?
Давайте, вежливо спросим у яблони, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Воспитатель: «Яблонька просит отгадать загадки, которые у неё на яблоках»
-Как поют песенку без слов?
- Как зовут кота – друга двух мышей?
-В кого превратил дочь Василису премудрую Кощей Бессмертный?
-Кого из зверей, несмотря на хитрость и плутовство в русских народных сказках называют «сестричка»?
-Что бывает на земле после дождя?
- Какой звук вы слышали в начале слов «Леопольд», «Лягушка», «Лиса», «Лужи»
Педагог обращает внимание детей на то, что звук «Л» нам помогает произносить язычок, он упирается в верхние зубы или дёсны.
Молодцы! Справились с заданием, яблоня дальше нам нужно идти к речке, но через лес
А в лесу встретили Лису.
Чтобы пойти дальше, надо правильно разобрать слово и записать в тетради звуковую схему слова цветными карандашами
(Звуковой анализ слова «Лиса»)
Лисонька хитрая, не хочет нас отпускать и предлагает вам поиграть в слова. Нужно назвать слова со звуком «Л»
И со звуком «ЛЬ»
2. Ребята, смотрите, мы дошли до речки может речка знает куда дальше гуси-лебеди Иванушку понесли?
Давайте, спросим вежливо у речки.
Возьмите волшебные ниточки и выложите букве «Л»
Я вам покажу, как надо выкладывать букву из ниток – буква состоит из двух палочек, соединенных вверху.
Выкладываем из длинной нитки большую букву «Л», а из короткой маленькую.
Молодцы! Справились с заданием, идём дальше.
Молодцы, ребята! Справились. А речка нам подсказала, что дальше нам нужно обратиться к печке.
3. Встречаем печку
Печка-печка, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Игра «Полсловечка за вами»
Печка: На пирогах написано только часть слова, нужно сказать всё слово
Ли…
Лес…
Кот Ле….
Царевна Ля…
Ло…
Ле….
Лам…
Мы отгадали все слова, а чем эти слова похожи?
Печка говорит, что нам нужно идти прямо в лес
Физминутка:
На горе стоит избушка (шагаем)
Онпа задом наперед (поворот)
В ней живёт одна старушка (наклоны)
Бабушка-яга живет (поворот обратно)
Нос картошкой (показать нос)
Глазки узки (показать глаза)
Словно угольки горят.
Когти, как у нашей кошки (царапают коготками)
Дыбом волосы стоят.
Баба Яга просит вас составить 2 предложения со словом Лягушка и записать их графически в тетради.
Например, Лягушка плавает в болоте |___ ___ ___.
У лягушки четыре лапки. |___ ___ ___.
Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги.
Воспитатель: Ребята, какие задания мы с вами выполнили, чтобы спасти Иванушку?
Можно ли оставлять младших братишек и сестричек одних?