Елена Лебедева
НОД по музыкальному развитию с использованием регионального компонента «Хуторок в степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в старшей группе
«Хуторок в степи»
Цель: Развивать интерес к историческому прошлому родного хутора.
Воспитывать уважение к старшему поколению, к культурному наследию, оставленному нам предками.
Продолжить знакомство с жизнью, традициями, обычаями казаков.
Уважать и соблюдать народные традиции.
Углублять знания детей об одежде казаков, её назначении, повторить название.
Знакомить детей с народным фольклором: поговорками, пословицами, песнями, играми, стихами, приобщать их к народной культуре.
Публикация «НОД по музыкальному развитию с использованием регионального компонента „Хуторок в степи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Рассказать о кубанской балачке.
Расширять словарный запас: бурка, башлык, папаха, шаровары, черкеска.
Предварительная работа: беседы о жизни кубанских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками, разучивание песен, танцев, народных игр.
Знакомство с творчеством писателей: В. Бакалдина, И. Варравы, В. Нестеренко.
Композиторов : Г. Пономаренко, В. Захарченко.
Слушание кубанских народных песен в исполнении «Кубанского казачьего хора».
Народные игры: «Достань кубанку», «Перетяжка», «Кто быстрее намотает клубок».
Оборудование: Презентация по теме «На Кубани мы живем», проигрыватель для показа презентации, деревянные ложки, элементы кубанской народной одежды, игрушечная сабля, клубочки из цветных ниток, кубанка, гимнастические палки, фотоальбом со старыми фотографиями, шали для девочек.
Оформление зала: Фрагменты кубанской хаты: печка, самовар на столе, чашки,
скамейка, стульчики для детей, сундук с кубанской одеждой.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал.
В зале звучит народная кубанская песня.
Муз рук:
-Когда-то очень давно, когда на месте нашего хутора были бескрайние поля, произошла эта история. Приглянулась удалому казаку Иову Беднягину речка Кирпильцы, и решил он основать здесь хутор. Да чтобы хаты стояли добротные, да все выбеленные, да камышом крытые.
Так был основан наш хутор. Посмотрите, ребята, на большой экран, узнаете ли вы эти места?
Дети. Да! Вот это наша речка. А это наша главная улица. Только фотографии очень старые.
Муз рук. Правильно, ребята, вы заметили. А фотографии эти я взяла из музейного альбома. Им очень много лет.
Скажите, пожалуйста, а хотелось бы вам побывать в том далеком времени?
Дети. Да! Но как мы туда попадем?
Муз рук. Давайте попробуем перенестись в прошлое. Я сейчас надену на голову Саши эту старинную кубанку и скажу такие слова: «Мы кубанку повернем, и в прошлое все попадем».
А вы, ребята, прикоснитесь к Саше.
Сначала слова говорит муз рук, а потом все вместе.
Дети переходят во вторую часть зала, оформленную элементами кубанского быта.
За столом сидит Казачка, рассматривает их и вздыхает. Раздается стук в дверь. Входят дети.
Казачка. Здравствуйте гости дорогие, гости званные, да желанные. Милости прошу, проходите в хату да на стульчики садитесь.
Дети. Здравствуйте.
Казачка. А я тут фотографии рассматриваю, да вспоминаю своё детство, молодость.
Дети. А расскажите нам, пожалуйста, что вы любили делать в детстве.
Казачка. Детство мое было веселое! Все мы ждали лета! Любили плавать в речке, здесь же на берегу играли в «Перетяжку», или скакали на палке, как на лошади! Хотите попробовать?
Дети берут в руки гимнастические палки и выполняют «Прямой галоп».
Дети. А как играть в «Перетяжку»?
Казачка. Очень просто! Становитесь в две команды. Возьмите друг друга за пояс, да держите покрепче. А впереди стоящим, я дам в руки палку. Чья команда перетянет, тот и победил!
Игра проводится 2 раза.
Дети. Нам очень понравилась игра.
Дети садятся.
Казачка. А вы знаете, что означает слово «казак»?
Дети. Храбрый, сильный, вольный.
Казачка. Правильно! Казаками называли свободных людей, которые пришли на Кубань и поселились на кубанских землях. Позднее они поступили на воинскую службу, чтоб охранять южную границу России. За хорошую, верную службу императрица Екатерина (показать фото из альбома) подарила земли казакам. Понравилась им земля кубанская, решили они тут строить города, хлеб растить. Казаки очень трудолюбивые, они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот. Дружно помогали друг другу строить дома, не оставляли друг друга в беде. Семьи у них были большие, дружные, много было детей (показать фото). Дети помогали дома по хозяйству, пасли гусей, скот, смотрели за младшими. Слушались старших, но старшие защищали младших. В семье соблюдались традиции и обычаи. Мальчики помогали отцу в поле, а девочки в доме матери, шили, вязали.
Девочки. А мы знаем старинную игру «Кто быстрее намотает клубок».
Казачка. Давайте поиграем!
Как только музыка начнет звучать, скорее ниточку в клубочек намотай!
С окончанием музыки казачка сравнивает, у кого клубочек больше.
Какие девчата у вас гарные да ловкие!
Дети. А мы уже так не говорим.
Казачка. Раньше, на Кубани, говорили на русском и украинском языках. Такое смешение языков назвали кубанской «балачкой». А еще говорили, что на Кубани люди балакают.
Вот послушайте песню и скажите, понятно ли вам будет, о чем она?
-Пишла дивча лужками, лужками, лужками, лужками.
Нэсла фартук з грушками, с грушками, с грушками, с грушками…
(или другую украинскую песню)
Дети. Да! понять мы можем.
Казачка. А еще раньше говорили:
-Как батько каже-так и будэ. (дети говорят, как они понимают)
Дети. А еще мы знаем другие пословицы и поговорки.
-Казак в беде не плачет.
-Где казак там и слава.
-Казак без службы, не казак.
Атамана из плохого казака не получится.
Казачка: А кто такой атаман?
Дети. Это самый главный казак в войске.
Он служит примером для молодых казачат.
Казачка. В моем сундуке хранится много казачьей одежды (открывает сундук).
Достает и рассказывает, а дети ей помогают.
Мужчины носят, шаровары, это широкие штаны. На голову одевали башлык. Зимой одевали бурку, поверх черкески. На ногах носили сапоги, на голове шапка – кубанка
(мальчики одеваются).
Какие славные казачата! Хочу вас испытать на ловкость! Вы готовы?
Мальчики. Да!
Казачка. Становитесь в круг! Я возьму острую саблю, да подниму кубанку высоко. Кто достанет, тому и водить!
Проводится игра «Достань кубанку».
-Вижу сильные вы, ловкие да умелые!
-А сможете ли вы исполнить песню?
Дети исполняют песню «У Кубань-реки». См. приложение. Можно подыгрывать на деревянных ложках.
А еще мы любим народные частушки. В круг выходят девочки.
-1. Кукарекает петух, ссорятся индюшки,
Пропоем сейчас для вас веселые частушки.
-2. Как топну ногой, да притопну другой,
Сколько я не топочу, все равно плясать хочу.
Казачка. А ноги-то сами в пляс просятся.
Дети исполняют «Танец с ложками». Музыка по выбору муз рук.
Казачка. Ой, какие веселые гости сегодня ко мне пожаловали! Время то как быстро пролетело! Совсем про угощение забыла, а оно у меня уже в печи подошло. Девчата, помогите мне на стол накрыть!
Девочки. Вы хозяюшку потешьте, угощение поешьте, гости наши не стесняйтесь, угощеньем угощайтесь!
Дети пробуют угощение.
Муз рук. А теперь нам в группу пора! Шапка-кубанка нам опять поможет.
-Я кубанку поверну, и в группу с детками вернусь!
Дети уходят.