Фируза Мансурова
НОД по математике «Математические гонки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Елпачихинская СОШ»
Название работы: «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Математические гонки»
Автор: воспитатель Мансурова Фируза Фаизовна
с. Елпачиха, 2016 год
Тема: Математические гонки
Публикация «НОД по математике „Математические гонки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Возрастная группа: дети 6-ого года жизни
Цель: Развитие логического мышления, внимания.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания дошкольников о временах года, о днях недели.
- Упражнять в прямом счете от 1 до 10 .
- Закреплять умения оперировать числами в пределах 6.
- Закрепить вычислительные навыки в пределах 10;
Развивающие:
- Способствовать развитию умения решать логические задачи.
- Способствовать развитию у детей внимательности и целеустремленности.
- Развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;
- Развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;
- Активизировать словарь математическими терминами и понятиями (больше, меньше, равно, соседи цифр);
- Развивать внимание;
- Развивать навыки само- и взаимоконтроля;
- Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- Развивать двигательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать умение, работая в парах, решать общие задачи;
- воспитывать желание заботиться о своём здоровье и активно применять принципы и методы ЗОЖ в игровой деятельности и повседневной жизни.
Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : познавательное.
Тип НОД: интегрированный
Формы непосредственной образовательной деятельности: фронтальная, подгрупповая.
Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) :
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- развита крупная и мелкая моторика; подвижен, владеет основными движениями;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями из области математики; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Методы и приё мы:
- словесный, наглядный, игровой, эмоциональный, познавательный, социальный, самоконтроля, взаимоконтроля, парного контроля, проблемно-поисковый, познавательный;
- логические рассуждения, рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия, ситуации столкновения мнений, ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха, выполнение заданий на смекалку, побуждение к поиску альтернативных решений.
Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесьеберегающая, развивающего обучения.
Предварительная работа: решение комплекса заданий по ФЭМП, решение задач на развитие логического мышления; изготовление гоночных машин, маршрута
Учебно-методический комплект:
1. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» авторы: И. Пономарева; В. Позина;
2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
3. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» автор: Новикова В. П.
4. Чего не бывает на свете? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет под редакцией О. М. Дьяченко Е. Л. Агаевой М. Просвещение 2002.
Материалы и оборудование :
Демонстрационный: авторская мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран, видеофильм «Ралли-2016»; картонные гоночные машины на отдельном столе; крупные цифры 1-8, маршрут гонки в формате А1; плакат «Лабиринт» с примерам, фишки, медали победителям и участникам гонки
Раздаточный: тетради в клетку, карандаши простые, наборы геометрических фигур на каждого ребенка, столы, на которых стоят карточки с номерами отдельных гоночных машин.
Группа: старшая.
Количество участников: 8 (по 2 в каждой подгруппе).
Время реализации: 25 минут.
Место реализации: музыкально-спортивный зал.
Этап совместной деятельности Содержание совместной деятельности Действия педагога Действия детей Планируемый результат
Вводная часть:
- Приветствие детей -Здравствуйте дети! Меня зовут Знакомится с детьми, приветствует их 1. Знакомится с педагогом, выражает желание к общению Умеет культурно общаться с педагогом
Эмоциональный настрой на совместную деятельность через сюрпризный момент - Я вам сегодня предлагаю посмотреть фрагмент видеозаписи с последнего «Ралли Барда 2016».
Эмоционально вовлекает в восприятию фильма
Эмоционально выражают своё отношение к событиям
Проявляют интерес к предстоящей деятельности
Мотивация к деятельности
Проблемные вопросы
- О чем посмотрели репортаж?
- Кто там был?
- Что видели?
- Хотели бы поучаствовать в гонках?
- Предлагаю вам стать участниками математической гонки.
- Наши столы превращаются в машины.
- Сколько гонщиков сидят в машине?
- Как их называют? (водитель, штурман) * Настраивает детей на совместную деятельность
* Обращается к детям с вопросом
*Показывает атрибут «Машинки»
*Проявляет уважение к детским высказываниям
*Систематизирует ответы детей, обобщает
*Стимулирует любознательность, интерес *Высказывают своё мнение
*Выражают собственные мысли
*Сосредотачивают внимание к машинкам
* Выстраивают полный ответ, предложение
Умеет отвечать на вопросы;
Умеет высказывать мнение, делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками;
Умеет обосновывать своё мнение
Ситуация выявления знания-незнания
- Сколько гонщиков сидят в машине?
- Как их называют? (водитель, штурман)
- Я вам предлагаю разбиться на пары по предпочтению, выбрать себе машину собирая пазлы, занять места, распределить роли.
- Под каким номером ваша машина?
- Какой номер больше?
*Акцентирует внимание на гончую машину
* Эмоционально включает в действие
*Помогает распределить роли
* Помогает определить номера машин
Определяет машину, опираясь на собственный опыт
Слушают, отвечают
Умение объединяться на пары
Умение оперировать числами
Объяснение правил игры
- Для того, чтобы победить нужно знать правила игры и помнить о них. Водитель и штурман работают в паре.
- За каждый правильный ответ пара получает фишку и прикрепляют его на фланеллеграф
*Показывает фишки
*Вызывает положительные эмоции у детей
*Обращает внимание на работу в парах * Рассматривают фишек
*Выражают свои эмоции
*Делятся впечатлениями друг с другом
*Активно участвуют в речевых высказываниях
Способность к целенаправленной деятельности за объектами в процессе организованного взрослым восприятия и в самостоятельной деятельности.
Основная часть - Какое сегодня число?
- Какой месяц?
-Какой сегодня день недели? Вопросы воспитателя Дети называют время года, месяц, число, день недели Умеют называть время года, число, день недели
Пальчиковая гимнастика Проверяем готовность машин к гонкам.
- Руль, четыре колеса-
- Это просто чудеса!
- заливаем бензин в бак,
- Будем первыми вот так!
Показывает движения пальчиковой гимнастики «Машинка» Участвуют в игре, выполняют пальчиковую гимнастику, Умеет подчиняться правилам, развита мелкая моторика, обладает развитым воображением.
Графический лабиринт - Машины в порядке, заводим и прогреваем моторы
- Нарисуем маршрут нашего пути, чтобы не сбиться с дороги.
- Маршрут готов, проверяем готовность машин к гонкам.
Объясняет задания и дает фишку за правильную работу Выполняют самостоятельно задание Умеют выполнять графический лабиринт
- Будьте внимательны, для того чтобы получить фишку и придти к финишу первым. Внимание! Начинаем счет до 10.
- Отсчет окончен. Организует игру: «Внимание, старт!» и дает фишку
Импровизация детей, использование счета от1 до 10 и обратно.
Умеют считать до 10 и обратно
Д/ игра:
«Подбери предмет» Старт!
- У вас на столах лежат геометрические фигуры – назовите их.
- А сейчас назовите предметы, похожие на геометрические фигуры (назвать не менее 5 предметов).
Организует д/ игру: «Подбери предмет» Дети называют геометрические фигуры и предметы, похожие по форме на эту геометрическую фигуру.
Умеют соотносить предмет с геометрическими фигурами.
Упражнение: «Покажи и назови».
Какая цифра спряталась? Часть пути мы уже проехали! Ура! Нам нужно заправиться?
-Чем заправляем машину?
-Где заправляем машину? Внимание!
-Красная машина заправляется в первой колонке слева, синяя машина заправляется в колонке третья слева, желтая в третьей колонке справа, зеленая заправляется справа первая.
Задание дается каждой паре.
- Молодцы! Организует упражнение: «Покажи и назови».
Дошкольники показывают цифры и называют соседей числа.
Умеют работать с цифровым веером, находят нужную цифру и называют соседей данного числа.
Занимательные задачи Продолжаем путь! Внимание! Начинается опасный участок дороги! Отвечаем на мои вопросы.
- Ты, да я, да мы с тобой! Сколько нас?
- Машина под № 5 пришла к финишу первой, а машина № 7 пришла второй, кто ехал быстрее? А кто медленнее?
- У машины два справа, два слева, два колеса спереди, два колеса сзади. Вопрос - сколько колес у машины?
- Машина врезалась в елку, три яблока с нее упало, одно осталось, сколько яблок росло на дереве?
- Ребята вы молодцы! Задает вопросы
Дети решают логические задачи.
Умеют делать свои умозаключения, могут объяснить свое решение логической задачи
Физ. минутка Но впереди нас ждет новое испытание – крутой подъем, чтобы на него подняться, нужно сильно разогнаться.
- предлагается дошкольникам выйти на ковер:
- Бежит по кругу детвора
- Дома быть уже пора!
- сейчас мы к финишу придем
- Победу маме принесем!
Худ. слово, выполнение движений по тексту физ. минутки «Победа!»
Выполнение физ. минутки.
Дети снимают мышечное напряжение и готовы продолжать совместную игровую деятельность в дружеской
обстановке.
Д/игра «Пройди лабиринт» - Итак, нам осталось одно препятствие. Но преодолеть мы его должны сообща! К финишу мы придем в полном составе, благодаря взаимовыручке и взаимопониманию, поможем друг другу?
- Перед нами запутанный лабиринт, мы должны его пройти.
- Ура, финиш! Организует д/игру «Пройди лабиринт».
Дети выполняют движения по «Лабиринту» решают примеры на сложение вычитание, сравнивают начальную и конечную цифру, ставят знаки < > =
Умеют решать примеры на сложение и вычитание, сравнивают числа, пользуясь знаками < > =
Заключительная часть. - Давайте подсчитаем количество фишек и определим победителя!
- У кого фишек больше 10?
- У кого меньше 5?
- У кого больше 5, но меньше 10? Организует д/игру «Посчитай-ка» Подсчитывают заработанные фишки Умеют сравнивать числа
Рефлексия
Награждение победителей и участников.
-Я рада, чтовы прошли все испытания. Каждый - просто молодец! Я желаю вам, быть всегда внимательными, дружными, чтобы любили и уважали друг друга и всегда всем помогали
Поощряет детей к высказыванию.
Вовлекает к слушанию.
Заканчивают НОД в дружеской обстановке, приняв ситуацию успеха, проявляя свои творческие способности Умеют проводить анализ успешности своей деятельности, определять уровень усвоения знаний, осмыслили содержание НОД, закончили НОД в дружеской обстановке, приняв ситуацию успеха, проявили свои творческие способности.
Содержание НОД Образовательная область (вид деятельности) Наличие средств, для достижения образовательного результата каждого ребенка Формы работы Образовательные цели и задачи Итоговый образовательный результат
Вводная часть: Предложить детям посмотреть фрагмент видеозаписи с последнего «Ралли Барда 2016».
-О чем посмотрели репортаж?
- Кто там был?
- Что видели?
- Хотели бы поучаствовать в гонках?
- Предлагаю вам стать участниками математической гонки.
- Наши столы превращаются в машины.
- Сколько гонщиков сидят в машине?
- Как их называют? (водитель, штурман)
Предлагаю детям разбиться на пары, выбрать себе номер машины, занять места, распределить роли.
- Под каким номером ваша машина?
- Какой номер больше?
- На сколько больше
- Для того, чтобы победить нужно знать правила игры и помнить о них. Водитель и штурман работают в паре.
- За каждый правильный ответ пара получает фишку и прикрепляют его на фланеллеграф
Основная часть:
- Какое сегодня число?
Какой месяц?
-Какой сегодня день недели?
Проверяем готовность машин к гонкам.
- Руль, четыре колеса-
- Это просто чудеса!
- заливаем бензин в бак,
- Будем первыми вот так!
- Машины в порядке, заводим и прогреваем моторы
- Нарисуем маршрут нашего пути, чтобы не сбиться с дороги.
- Маршрут готов, проверяем готовность машин к гонкам.
- Будьте внимательны, для того чтобы получить фишку и придти к финишу первым. Внимание! Начинаем обратный отсчет от 10 до 1.
- Отсчет окончен. Старт!
- У вас на столах лежат геометрические фигуры – назовите их.
- А сейчас назовите предметы, похожие на геометрические фигуры (назвать не менее 5 предметов).
- Часть пути мы уже проехали! Ура! Нам нужно заправиться? Чем заправляем машину? Где заправляем машину? Внимание! Работаем с цифрами!
- Машине № 7 следует залить (называется количество литров бензина – 9, штурман - называет соседей названной цифры- 8 и 10) Задание дается каждой паре.
- Молодцы! Продолжаем путь! Внимание! Начинается опасный участок дороги! Отвечаем на мои вопросы.
- Ты, да я, да мы с тобой! Сколько нас?
- Машина под № 5 пришла к финишу первой, а машина № 7 пришла второй, кто ехал быстрее? А кто медленнее?
- У машины два справа, два слева, два колеса спереди, два колеса сзади. Вопрос - сколько колес у машины?
- Машина врезалась в елку, три яблока с нее упало, одно осталось, сколько яблок росло на дереве?
- Ребята вы молодцы! Но впереди нас ждет новое испытание – крутой подъем, чтобы на него подняться, нужно сильно разогнаться.
- предлагается дошкольникам выйти на ковер:
- Бежит по кругу детвора
- Дома быть уже пора!
- сейчас мы к финишу придем
- Победу маме принесем!
- Итак, нам осталось одно препятствие. Но преодолеть мы его должны сообща! К финишу мы придем в полном составе, благодаря взаимовыручке и взаимопониманию, поможем друг другу?
- Перед нами запутанный лабиринт, мы должны его пройти.
- Ура, финиш! Штурманы поставьте на ваших циферблатах правильное время. Мы были в пути 30 минут.
Заключительная часть:
- Давайте подсчитаем количество фишек и определим победителя!
- У кого фишек больше 10?
- У кого меньше 5?
- У кого больше 5, но меньше 10?
Награждение победителей и участников.
Познавательное развитие: орг. момент: воспитатель обращает внимание детей на необычную обстановку в образовательном процессе.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, разбиваются на пары, занимают свои места, распред6яют роли (водителя и штурмана).
Воспитатель задает математические задания, дети отвечают.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Работа в тетради.
Физическая культура: дети выполняют пальчиковую гимнастику, в сочетании с текстом.
Познавательное развитие.
Дети считают. Порядковый и обратный счет.
Дети называют геометрические фигуры и предметы, похожие по форме на эту геометрическую фигуру.
Дошкольники показывают цифры и называют соседей числа.
Дети решают логические задачи.
Физическое развитие:
Выполнение физ. минутки.
Познавательное развитие:
Дети выполняют движения по «Лабиринту» решают примеры на сложение вычитание, сравнивают начальную и конечную цифру, ставят знаки < > =
Дошкольники подсчитывают заработанные фишки.
Столы под номерами.
Вопросы воспитателя, «номера- цифры» на столах «машинах».
Вопросы воспитателя, часы.
Тетради на каждого ребенка, карандаш, слово воспитателя.
Художественное слово, руки и речь детей, показ воспитателя.
Импровизация детей, использование счета от1 до 10 и обратно.
Геометрические фигуры на каждом столе, слово воспитателя.
Цифровые веера на каждого ребенка, слово воспитателя.
Вопросы воспитателя.
Худ. слово, выполнение движений по тексту стихотворения.
Плакат- «лабиринт» с примерами на сложение, вычитание, маркер, часы.
фишки
Игровая мотивация:
(столы- машины, дети- гонщики).
Д/ игра: «Сравни числа»
Д/игра «Всё о времени».
Графический диктант.
Пальчиковая гимнастика: «Машина»
Игра: «Внимание, старт!»
Д/ игра: «Подбери предмет»
Упражнение: «Покажи и назови».
Д/игра «Ухабы»
Физ. минутка: «Победа».
Д/игра «Пройди лабиринт».
Д/ игра: «Ну-ка посчитай»
Цель: Организовать детей на образовательную деятельность, заинтересовать их.
Цель: Закрепить умение оперировать числами, от 1 до 10.
Цель: Формировать знания дошкольников о времени, днях неделях, месяцах, времени года.
Цель: Развивать внимание, слуховое восприятие, моторику рук.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Цель: Упражнять в порядковом и обратном счете от 1 до 10 и обратно.
Цель: Развивать логику, мышление; соотносить предмет с геометрическими формами.
Цель: Способствовать умению находить нужную цифру и называть соседей числа.
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память.
Цель: Снять эмоциональную нагрузку, сменить статическое положение дошкольников.
Цель: Закреплять умения решать задачи на сложение и вычитание, записывать ответы. Сравнивать числа с помощью знаков < > =
Цель: Закрепить умение сравнивать количество предметов < > =
Цель: Доставить детям радость от совместной игры, зарядить дошкольников позитивом.
Дети умеют делиться на пары, брать на себя определенную роль.
Дошкольники умеют сравнивать числа, называют число меньшее и большее отданного и на сколько.
Дети называют время года, месяц, число, день недели, умеют находить на циферблате нужное время.
Дошкольники умеют выполнять графический диктант по клеточкам.
Дети умеют считать до 10 и обратно.
Дошкольники могут соотносить предмет с геометрическими фигурами.
Дети умеют работать с цифровым веером, находят нужную цифру и называют соседей данного числа.
Дошкольники делают свои умозаключения, могут объяснить свое решение логической задачи.
Дошкольники решают задачи на сложение и вычитание, сравнивают числа.
Дошкольники умеют сравнивать числа, пользуются знаками < > =
Дошкольники показали свои знания и умения в познавательном развитии, умение логически мыслить, прийти на помощь друг другу.
1. Математика для детей 5-6 лет Е. В. Колесникова Творческий центр Москва 2012 г.
2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возврата Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, П. И. Говоров. М. Просвещение 2000г
3. Чего не бывает на свете? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет под редакцией О. М. Дьяченко Е. Л. Агаевой М. Просвещение 2002