Татьяна Бастылева
«Великое дерево». НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира
Тема: «Великое Дерево»
Тип занятия: актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия: познавательно - исследовательский.
Цель: формирование представлений о многозначной роли дерева в жизни человека.
Задачи: образовательные: закрепить знания о строении деревьев, их значении в жизни человека, дать представление об «этажах» леса;
развивающие: развивать познавательные интересы, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;
Публикация «„Великое дерево“, НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.
Оборудование: магнитофон с записью «Голоса леса», слайды с картинами леса и деревьев.
Предварительная работа: Экскурсия в парк или лес, наблюдения за отдельно растущими деревьями, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, стихов и загадок о деревьях.
Ход занятия.
Рассказ воспитателя о Дереве, соединяющем Землю и Небо.
Наступила весна. Она приходит к нам каждый год после холодной зимы, чтобы леса, луга, поля, реки, озёра, болота и все их обитатели смогли проснуться и с новыми силами жить и развиваться. Ведь вы сами после долгого отдыха с удовольствием бегаете, прыгаете, играете. Как бывает весело!
Весна даёт знак - готовьтесь расти, цвести, плодоносить. Готовьтесь к жаркому летнему солнцу, тёплым ливням, добрым ветрам. Знак этого вы хорошо знаете – тает снег. Птицы потянутся с юга, мыши- хомяки выберутся из нор, проснётся медведь, выберется из берлоги. Проснутся лягушки, ящерки и змеи вылезут из-под коряг и нор. Те, кто не спал зимой (зайцы, белки) начнут «переодеваться в летние костюмы полегче – учёные говорят «начнут линять». В озёрах и реках весна взломает лёд. А ветер принесёт на своих крыльях тепло и начнёт шуметь-будить деревья от зимнего сна.
Давайте-ка послушаем, о чём говорят деревья с ветром? Может быть, рассказывают ему свои зимние сны? (Аудиозапись шума деревьев)
Вот перед нами деревья : берёза, липа, сосна, ель, клён, тополь, осина, дуб – какие разные! И листья у них разные, и кора, у некоторых иголки есть. Что у всех одинаковое? Как они устроены? Чем заняты?
Если прислониться спиной к стволу и посмотреть вверх сквозь ветви – что там?
Стройный, высокий, крепкий ствол уходит в небо. Над нашими головами, иногда высоко-высоко, раскинулись ветви, словно этажи, а в землю глубоко-глубоко прячутся мощные корни.
Если нарисовать портрет дерева целиком, с корнями, которые прячутся под землёй, получится вот такая картина. (Картина дерева с корнями)
Посмотрите: ноги-корни держатся за землю, а тело-ствол возносит руки-ветки в небо- к солнцу и облакам. Дерево словно соединяет собой землю и небо, словно держит собой весь мир.
Дерево смолистое,
Ветвистое, стволистое,
Пятнисто-густолистное,
Ветвями в небо взвитое,
Корнями в землю вбитое.
Листочки – дочки юные,
А ветви – сыновья,
А корни – деды древние,
Стоит в лесу семья.
Игра 1. «В заколдованном лесу».
Чтение стихотворения второй раз, а дети в это время «превращаются» в деревья : застывают в различных позах. Угадать: какое дерево они хотели изобразить – молодое или старое, прямое или кривое, с плакучими веточками или гордо вознесёнными вверх.
Игра 2. Какое дерево я задумала?
Предложить отгадать дерево по перечисленным признакам.
Игра 3. (или физкультминутка) «Ветер в лесу»
Все дети – деревья, воспитатель – ветер.
Спокойно в лесу, деревья стоят без движения, с поднятыми руками – ветками. Налетает ветерок. Сначала лёгкий. Начинают дрожать листочки на деревьях. Ветер усиливается. Закачались ветки. Поднялась буря. Деревья гнутся и скрипят, машут ветками, но не могут сойти с места, корни – ноги крепко удерживают их в земле. Ветер затихает. Движения становятся менее резкими и сильными. Опять трепещут лишь листочки на деревьях. Снова тишина.
Практическая работа
Материал для рассказывания
В древности считали: корни дерева ведут в Нижний подземный таинственный мир, в вечный мрак и тайны.
Ствол дерева находится в нашем Среднем мире.
Ветви дерева шелестят листьями – ладошками в воздушном светлом Верхнем мире, тянутся к облакам, солнцу, упираются в небо. Они ближе к звёздам, чем мы с вами, в них живут птицы и ветер
Почему так считали?
«Давным-давно, в незапамятные времена, когда только – только были созданы вода и суша, воздух и подземный тёмный мир, зажглись солнце и звёзды, боги посмотрели на молодой сверкающий мир и показался он им красивым, конечно. Но слишком пустым. И решили они заселить его живыми существами.
Живых существ появилось в молодом мире великое множество : большие звери – с когтями, рогами; малые звери – пушистые, зубастые. Крылатые птицы, безногие змеи, махонькие жучки – паучки, черви, бабочки… Всех не перечесть! Да вот беда –бродят, бегают, прыгают обитатели молодого мира в полном беспорядке и без всякой дисциплины – толкаются, ссорятся. А всё потому, что никто им не рассказал, как молодой мир устроен, и не показал, где кому жить – обитать положено.
Ясно, что птицам лучше всего летать в небе и гнёзда вить повыше. Большим зверям – волкам, медведям, лосям – надо ходить и бегать по земле. Малым существам – мышам, кротам, жучкам – можно и под землю забраться, норки вырыть. Так бы всем без ссоры, без спора места и хватило.
Стали боги думать, как же им всем сразу понятно объяснить и показать, где что в молодом мире находится – где подземелье, где земля. Где небо?
Вот тогда они и придумали Великое Дерево, которое станет осью, стержнем мира.
Корни всегда будут в тесноте и темноте подземной. По ним те, кому положено, найдут дорогу в нижний мир. Там будут жить кроты, мыши, черви.
Ствол Дерева всегда будет тянуться вверх к солнцу сквозь наш Средний мир. В нём под кроной Дерева поселятся лоси. Зайцы, волки, люди и все, кто не летает, и в темень подземную спрятаться не спешит.
А ветви Дерева раскинутся высоко- широко, чтобы они держали на себе Верхний мир, в котором будут жить птицы и ветер, облака и звёзды, луна и солнце…
И как только поднялось Великое Дерево, как только соединило собой все три этажа молодого мира – тут же все живые существа заняли свои места, и никто больше ни с кем не ссорился. В молодой мир пришёл порядок…»
Вот какая сказочная работа у дерева!
В древности люди об этом помнили. Они очень уважали все деревья, верили и знали, что каждое дерево – живое существо, выполняющее важную работу. И если дерево надо было срубить, то сначала обязательно просили у него разрешения и прощения за то, что его губят. И уж никогда просто так веток не ломали.
Практическое задание. «Заселить» этажи макета дерева.
Воспитатель: Понравилось ли вам, дети, сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали?
Напоследок я прочту вам стихотворение Эммы Мошковской
У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки.
Какая-то птица в руках суетится.
Какая-то птица на плечи садится.
Дедушка Дерево славный такой-
Белку качает большущей рукой.
Жучище примчался и сел, и качался
И всё восхищался, и всё восхищался.
Стрекозы примчались и тоже качались.
И мошки примчались и мошки качались.
И все свиристели в пуховой постели
Смеялись, качались, качались. Свистели!
Дедушка Дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил.
У Дедушки Дерева добрые руки.
Большие зелёные добрые руки.
Наверно, их сто,
Или сто двадцать пять…
Чтоб всех покачать,
Чтоб всех покачать!