Нина Аскерова
НОД «Наступление осени» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Наступление осени» (ОО Познание) для детей подготовительной группы
Воспитатель Аскерова Н. К., МБДОУ № 54, г. Армавир, Краснодарский край
Цель: формировать у детей обобщенного представления о природных объектах и явлениях, учить отражать свои представления в речевом творчестве и практической работе.
Задачи:
- углублять и закреплять представления детей о птицах : особенности внешнего вида, поведения, красоте.
Публикация «НОД „Наступление осени“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- формирование понимания причинно - следственных связей и закономерностей в явлениях природы; воспитывать бережное отношение к природе.
- развивать связную речь, пейзажное мышление (способность оперировать образами, устанавливать созвучия эмоционального состояния природы и человека).
- обогащать и активизировать в речи детей новые слова и выражения
- формировать способность эмоционально откликаться на информацию о природных объектах и явлениях
Методы и приемы: словесные (педагогические рассказы, загадки, стихи, наглядные (фильм о птицах, набор картин "птицы", аудиозапись "голоса птиц", словарная работа.
Развивающая среда: дидактические картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, набор дидактических картин "Времена года", Красная книга, простой карандаш, картонная коробка, ножницы, клей, готовый скворечник для образца, полоски картона.
Предварительная работа: наблюдение на участке за птицами, просмотр фильма о птицах, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, загадок, чтение художественных произведений В. Бианки, М. Пришвина.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Цель: организовать детей для дальнейшей эффективной работы.
Задачи:
- вызвать интерес детей к
- выявить знания детей о сезонных изменениях, происходящих осенью. - обобщить знания детей.
- развивать речевую активность.
Методы: словесный (вопросы, ответы, наглядный (осенние листья).
Прием, концентрирующий внимание детей, активизирующий их: дети входят в группу, на полу разбросаны осенние листья, раскрыто окно. В: Ребята мы пришли на занятие, а что за беспорядок у нас в группе, почему на полу столько листьев? Какое время года за окном? Д: Осень.
В: Как появилось у нас в группе столько листьев? Д: Ветром в окно задуло.
В: Давайте я закрою окно, а вы соберете листья и каждый назовет с какого дерева листок. Посмотрите, какой осенний букет у нас получился.
II. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний. Цель: Формировать умение делать самостоятельные выводы. Задачи:
- вспомнить характерные признаки осени, названия птиц; - продолжать учить анализировать стихотворения; - способствовать умению выражать свои мысли полными предложениями. Методы: словесный (рассказ, стихи, вопросы, стимулирование поступков, похвала.
Ребята, будьте внимательны и готовьтесь ответить на мои вопросы и задания. Первое задание: внимательно послушайте стихотворения, которые я буду читать и назовите те признаки осени, о которых идет речь.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. Е. Трутнева
Стаи птиц улетают прочь за синее море Все деревья блистают в разноцветном уборе. А. Плещеев
(Ответы детей)
Правильно, осень имеет свой характер, каждый день меняется настроение : осень волнуется, ласкается, хмурится, радуется, плачет, нехотя прощается с теплым летом.
Как вы понимаете выражение "волнуется", "ласкается" и т. д.
А вы знаете стихи об осени?
1 реб: Падают, падают листья -
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. М. Ивенсен.
2 реб: Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат Е. Головин.
Как вы думаете, эти стихи веселые или грустные? (дети) А почему осень еще называют "прощальной"? Да, падают листья, улетают птицы. А как мы называем птиц, которые улетают от нас осенью?
Д: их называют перелетными птицами
В: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Д: Их называют зимующие птицы.
В: Найдите зимующих птиц на картинках, назовите их
(дети выполняют задания, индивидуальные ответы детей)
В: А чем они отличаются друг от друга?
Д: Размерами, цветом, формой хвоста, крыльев.
В: Чем похожи птицы?
Д: Клюв, лапы, перья, крылья.
III. Ознакомление с новым учебным материалом. Цель: формирование первичных представлений о красной книге, о редких исчезающих птицах Краснодарского края. Задачи:
- познакомить детей с Красной книгой;
- рассказать о редких птицах;
- формировать первичные навыки природоохранной деятельности; - воспитывать бережное отношение к птицам.
В: Существует Красная книга, красная она не потому, что красного цвета, а потому, что сигнализирует об исчезающих животных, птицах, рыбах, растениях. В Красную книгу занесены довольно редкие животные, птицы, растения. Существует волонтерское движение по защите животных и растений, создано много заповедников по охране исчезающих редких видов. А сейчас я вам расскажу о некоторых редких исчезающих птицах Краснодарского края.
Белый аист (отряд аистообразные). В Краснодарском крае - очень редкая, гнездящаяся птица. На гнезде почти всегда стоит на одной ноге, закинув клюв назад. Ноги и шея длинные. По земле передвигается медленными шагами. Пищу составляют: рыба, лягушки, ящерицы, змеи, улитки, дождевые черви.
Сапсан (отряд соколообразные). В Краснодарском крае населяет горно-лесную часть. Редкая и красивая птица. Красота, смелость, быстрота выделяют сокола-сапсана из ряда других соколов. Именно этот сокол стал героем народных песен, сказок, пословиц.
Лебедь - шипун (отряд гусеобразные). Окраска белая, длинная изогнутая шея, почти не издают звуков. Живут в приазовских лиманах, гнезда строят в тростниках. Поедают водную растительность. Очень осторожная птица, избегает соседства с человеком. Только зимой лебеди довольно близко подплывают к человеку, когда он их подкармливает.
IV. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.
Цель: формирование природно-охранных знаний (об обитателях Красной книги).
Задачи:
- уточнить полученные знания;
- способствовать мотивационной готовности беречь и охранять природу; - формировать нравственные чувства бережного отношения к природе.
Методы: наглядный (картины, словесный (педагогический рассказ, практический (изготовление скворечника).
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на 2-х ногах)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг - скок, прыг - скок (прыжки на правой ноге)
Завертелся как волчок (кружатся)
Вот присела на минутку (присели)
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы)
И с дорожки на плетень (прыжки на левой ноге)
Тили - тили (на правой ноге)
Тень, тень, тень (на двух ногах).
В: Молодцы! А сейчас давайте сядем за столы, мы с вами будем делать скворечник для наших друзей - птиц. Проверьте свою осанку, ножки дружные.
Сейчас мы все вместе сделаем кормушку для птиц.
Включается аудиозапись "Пение птиц"
Дети вместе с воспитателем делают скворечник.
Мы засиделись, давайте поиграем.
Трое детей берут маски (лебедя, сапсана, аиста)
В: А сейчас мы поиграем в игру "Найди свою птицу". Образуем 3 круга, запоминаем свою птицу. Под музыку будем летать, клевать зернышки. Когда музыка закончится, нужно найти свою птицу, под команду 1 - 2 - 3 свою птицу найди. (игра повторяется 2 раза)
V. Подведение итогов занятия.
Цель: получение эмоционального удовлетворения, уточнение знания об исчезающих птицах.
Методы: словесный (вопросы - ответы, стимулирование поступков.
О чем говорили мы сегодня на нашем занятии? (ответы детей)
Многие птицы улетают от нас, а нам так не хочется с ними расставаться. Я знаю еще много игр о птицах. Если вы хотите, я вас научу в них играть. Поиграем на прогулке. О птицах, которые остаются рядом с нами, мы с вами не должны забывать и должны научиться о них заботиться.
Р: Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо. Не богаты их корма, горсть зерна нужна, горсть одна - И не страшна будет им зима.
Разве можно забывать, улететь могли.
Но остались зимовать заодно с людьми.