ЭЛЬВИНА МИРЗОЕВА
Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Расширять и закреплять представления детей о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений.
Формировать представления о видах транспорта.
Активизировать и уточнять словарь по теме «Транспорт».
Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи (употребление родительного падежа, существительных во множественном числе.)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Транспорт, авто. Конспекты занятий
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты по развитию речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Развивать слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования.
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций с различными видами транспорта, чтение художественной литературы, наблюдение за транспортом, просмотр видео, прослушивание музыкального материала, разучивание стихотворений.
Материал и оборудование:
Посылка, конверт с письмом, игрушки – транспорт; наглядный материал по теме «Транспорт», слайды; трафареты – транспорт, мятая бумага для штампования, гуашь; светящиеся стикеры – значки
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - А теперь, послушайте, что я вам скажу. Сегодня к нам в детский сад приходил почтальон и принёс посылку и письмо. Хотите узнать, что в посылке и о чём говорится в письме?
Дети: - Хотим.
Воспитатель: - Тогда сделаем так. Сначала я распечатаю конверт и посмотрю, что в нём. (Воспитатель открывает конверт и достаёт письмо с загадками). Ребята, это не простое письмо, а письмо с загадками. Разгадав загадки, мы сможем посмотреть, что лежит в посылке. Согласны отгадать загадки?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда слушайте загадки внимательно.
1. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины
Называется… (машина)
2. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (поезд)
3. На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей. (катер)
4. Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся под лугами,
Отливает серебром. (самолёт)
5. Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нём
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
6. Как блестит на солнце рама!
Удивляется сосед:
Целый день учусь упрямо
Я водить … (велосипед)
Воспитатель: - Вот вы и отгадали все загадки. Теперь, посмотрим, что же в посылке. (Воспитатель открывает посылку и достаёт из неё игрушки: машинку, поезд, самолёт, автобус, катер, велосипед). Ребята, посмотрите, что это? (Дети называют игрушки, которые достаёт воспитатель).
Воспитатель: - Ребята, а как можно одним словом назвать машину, велосипед, поезд, катер, самолёт?
Дети: - Транспорт.
Воспитатель: - Правильно, сегодня мы поговорим с вами о транспорте.
Ребята, а какие вы знаете виды транспорта?
Дети: - Транспорт бывает : наземным, воздушным, водным и подземным.
Воспитатель: - Назовите наземный транспорт?
Дети: (автобус, троллейбус, грузовик, автомобиль.)
Воспитатель: - Почему он так называется?
Дети: - Потому что передвигается по земле.
Воспитатель: - Как называется транспорт, который передвигается по воде?
Дети: - Водный транспорт.
Воспитатель: - Для чего нужен водный транспорт?
Дети: - Для того чтобы перевозить людей и грузы по воде.
Воспитатель: - Какой вы знаете воздушный транспорт?
Дети: - Самолёты, вертолёты, ракеты.
Воспитатель: - Для чего нужен воздушный транспорт?
Дети: - Для того чтобы перевозить по воздуху людей и различные грузы.
Воспитатель: - Какой транспорт ездит под землёй, назовите его?
Дети: - Подземный, метро.
Воспитатель: - Для чего он нужен?
Дети: - Чтобы перевозить пассажиров.
Воспитатель: - Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Рассортируй транспорт»
(Дети делятся на 3 команды. Каждая команда выбирает картинки с определённым видом транспорта.)
Воспитатель: - Молодцы. Предлагаю вам поиграть в другую игру.
Игра «Ассоциации».
(На экране картинки с изображением облаков, моря, океана, реки, железной дороги, дороги. Дети должны отгадать, какой вид транспорта соответствует картинкам.)
Воспитатель: - Сейчас я бы хотела послушать, что вы ещё знаете о транспорте? Ответьте на вопросы.
- Назовите профессии людей, которые водят машины. (Шофёр, водитель)
- Кто водит поезда и электрички? (Машинист)
- Какой транспорт едет по железной дороге? (Железнодорожный)
- Как называются машины, которые перевозят грузы? (Грузовые)
- Как называется транспорт, который перевозит людей? (Пассажирский)
- Как называются машины, которые приезжают к больным? (Скорая помощь)
- Машина, которая выезжает на пожары? (Пожарная машина)
- Машина, которая возит полицейских? (Полицейская машина)
- Машина, которая убирает мусор? (Мусоровоз или уборочная машина)
- Кто управляет кораблем, пароходом, теплоходом? (Капитан)
- Как называется место, куда приплывают корабли? (Порт)
- Кто управляет самолетом? (Пилот)
- Как называется команда летчиков? (Экипаж)
- Где приземляются самолеты? (Аэродром, аэропорт)
- Как называются окна у самолетов и кораблей? (Иллюминаторы)
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы, а сейчас давайте-ка прокатимся на автобусе. Хотите?
Дети: - Да.
Физкультминутка «Автобус»
Воспитатель: - Понравилась, ребята, вам кататься на автобусе?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, чтобы поездка в общественном транспорте была приятной и безопасной, какие правила нужно соблюдать во время движения?
(Дети перечисляют правила поведения в общественном транспорте :
- не заходи в транспорт в пачкающей одежде, думай о других пассажирах;
- держись за поручни;
- не высовывайся из окна;
- не входи и не выходи в закрывающиеся двери;
- будь вежливым, не толкайся, уступай места инвалидам и пожилым людям;
- не отвлекай водителя во время движения;
- заранее готовься к выходу.
Воспитатель: - Предлагаю вам поиграть ещё в одну интересную игру.
Игра «Четвёртый лишний»
(Дети должны определить лишнюю картинку, объяснить, почему она лишняя. Картинки: самолет, машина, поезд, машинист; трамвай, автобус, самолет, поезд; катер, яхта, пароход, метро.
Самолет, машина, поезд, машинист - лишняя картинка это «машинист», потому что это профессия, а остальные картинки названия транспорта.
Трамвай, автобус, самолет, поезд - лишняя картинка это «самолет», потому что это воздушный транспорт, а остальные картинки это наземный транспорт.
Катер, яхта, пароход, метро - лишняя картинка это «метро», потому что это подземный транспорт, а остальные картинки это водный транспорт.
Воспитатель: - Молодцы, а теперь давайте поиграем в другую игру.
Игра «Один - много»
(Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку называя слово, ребенок возвращает мяч обратно, употребив слово «много».
Например: один трамвай - много трамваев.
Слова: машина, катер, пилот, дорога, автобус, троллейбус, вертолет, яхта, самолет, лодка, машинист и т. д.)
Воспитатель: - Молодцы! А теперь посмотрите, какая перед вами картина. Что вы видите на ней?
Дети: - Дорогу, реку, небо, солнце и т. д.
Воспитатель: - А чего не хватает на дороге, на реке и в небе?
Дети: - Транспорта.
Воспитатель: - Я предлагаю вам дополнить эту картину разными видами транспорта. А рисовать мы будем необычным способом - при помощи трафаретов и мятой бумаги. (Объяснение и показ способа рисования воспитателем. Дети рисуют, воспитатель даёт оценку работе детей.)
Воспитатель: - Ребята, скажите, о чём мы с вами говорили?
Дети: - О разных видах транспорта, о правилах поведения в транспорте.
Воспитатель: - Ребята, за ваши старания, умения и знания о транспорте, я хочу подарить вам значки. Они светоотражающие, специально предназначены, чтобы водитель транспорта мог вас заметить в тёмное время суток. Носите их на одежде и соблюдайте правила поведения в транспорте и на дорогах.