ирина чернова
НОД в старшей группе «Путешествие к хозяйке угольной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность на тему: «Путешествие к хозяйке угольной горы»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами каменного угля.
2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
3. Развивать их сенсорные ощущения.
4. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы.
Публикация «НОД в старшей группе „Путешествие к хозяйке угольной горы“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
5. Закрепить представления о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.
6. Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы воспитателя.
7. Воспитывать любовь к своей малой родине – городу Донской.
8. Расширять и закреплять знания детей о городе, о шахте и о труде шахтёров.
9. Развивать умение двигаться ритмично под музыку.
10. Развивать умение выполнять движения одновременно проговаривая текст.
Предварительная работа:
Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые».
Оборудование:
Загадки про природные ископаемые; природные ископаемые (соль, уголь, золото, песок, мел,глина); предметы, сделанные из дерева, стекла, пластмассы, металла; подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, салфетки, лупа, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка, дерево-яблоня, макет камня; телевизор для показа презентации, молоток, листы бумаги, силуэты смайликов, фломастеры для рисования.
Дети заходят в зал, садятся на стулья, стоящие полукругом.
Игровое упражнение «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, показывают ладошками
вверх)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка)
Здравствуйте, ножки! (пружинка)
Топ-топ-топ! (топают ногами)
Здравствуйте, щёчки! (гладят ладонями щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза хлопают по щёчкам)
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип-бип-бип! (нажимают на нос указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (разводят руками в стороны)
Привет! (машут рукой).
Вос-ль. Ну вот, со всеми мы поздоровались, а теперь назовите мне пожалуйста город, в котором мы живём.
Дети. Мы живём в городе Донской.
На экране телевизора появляется фото города Донского.
Вос-ль. Верно. Наш город молодой, ему исполнилось всего 75 лет. А ведь сначала на месте нашего города стояло маленькое село Бобрики. А когда здесь были найдены залежи угля, то это село превратилось в маленький шахтёрский посёлок Донской. Здесь жили и трудились шахтёры. Потом этот посёлок переименовали в город Донской.
-Дети, расскажите нам, что же это за профессия, шахтёр?
Реб. 1 Да здравствуют наши шахтёры,
Отважный и дружный народ.
Добытчики чёрного солнца,
Проходчики горных пород!
Реб. 2 Он отбойным молотком,
Как отбойным долотом,
Уголь крошит под землёй.
Вос-ль. Правильно. Дети, а где же трудятся шахтёры?
Дети. Шахтёры работают в шахтах, на угольных разрезах.
На экране появляется картинка с изображением шахты, угольного разреза.
Вос-ль. Правильно. А что добывают шахтёры?
Дети. Шахтёры добывают уголь.
В-ль. Верно. Скажите, пожалуйста, где залегает уголь?
Дети. Уголь залегает на поверхности земли и глубоко под землёй.
В-ль. Верно.
Разминка.
Дети образуют круг.
Уголь в земле глубоко залегает дети делают 2-3 приседания
В шахтах его горняки добывают две руки соединить вместе,
поднять их вверх, потом опустить вниз
На смену, в забой шахтёрам пора наклоны вправо-влево
Уголь поднять на гора соединить ладони вместе, поднять
их вверх
Шахтёры, шахтёры на смену идут дети маршируют
Нелёгок, но очень почётен их труд поднимают руки вверх через
стороны
В-ль. Дети, мы много говорили о шахте, шахтёрах, а сегодня я предлагаю вам изучить свойства угля. Для этого надо отправиться в подземную лабораторию хозяйки угольной горы. Путь туда лежит трудный. Вы готовы? Итак, путь к хозяйке выложен из камней жёлтого цвета. Вы нашли этот путь? Тогда вперёд.
Дети идут друг за другом точно по камушкам жёлтого цвета. На дороге стоит волшебное дерево, на нём висят загадки, а под ним природные ископаемые в прозрачных баночках -это отгадки.
В-ль. Дети, посмотрите, наш путь перегородило дерево. Давайте с ним поздороваемся.
Дети здороваются.
Голос дерева. Здравствуйте дети, я страж хозяйки угольной горы. Если вы отгадаете мои загадки на листочках, и найдёте отгадки, то я пропущу вас.
Игра «Отгадай и найди»
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
Песок.
- Если встретишь во дворе,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу.
Она понадобится сразу.
Глина.
- Ни огня, ни света,
А огнём блестит.
Золото.
- Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Мел.
- Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Чёрный и блестящий,
Помощник настоящий.
Уголь.
Голос дерева. Молодцы! Счастливого вам пути!
Дети продолжают свой путь по жёлтым камушкам. На их пути встречается волшебный камень.
Камень. Здравствуйте дети! Если вы отгадаете, из какого материала изготовлен предмет из сундучка, то я вас пропущу во владения хозяйки угольной горы.
Проводится дидактическая игра «Из чего сделано?»
Дети открывают сундук и поочерёдно вытаскивают предметы из стекла, из глины, из дерева, из пластмассы, из металла, из резины.
Камень. Молодцы! Можете зайти в лабораторию.
Занавес открывается. Дети заходят в подземную лабораторию, где стоят столы, стулья, есть фото шахты, угольного разреза, лежат полезные ископаемые.
Вос-ль. Дети, вот мы и оказались в подземной лаборатории у хозяйки угольной горы.
Звучит таинственная музыка и в-ль надевает чёрную мантию и на голову корону.
Х-ка. Здравствуйте, можно узнать кто вы, и зачем сюда пришли?
Дети. Здравствуйте хозяйка угольной горы, мы из детского садика «Яблонька». А пришли к вам в подземную лабораторию, чтобы лучше узнать свойства угля.
Х-ка. Мне очень приятно, что вы пришли сюда, и я постараюсь всё рассказать, что знаю. Но сначала скажите, как называются люди, которые всё изучают?
Дети. Учёные.
Х-ка. Я вам предлагаю немного побыть учёными, давайте наденем шапочки, как знак мудрости.
Дети надевают шапочки.
А теперь уважаемые учёные присаживайтесь за столы. Перед вами уважаемые коллеги, всё необходимое для работы, посмотрите вот уголь, что вы можете сказать о его цвете?
Дети. Уголь чёрного цвета.
Х-ка. Дети скажите, уголь твёрдый или мягкий?
Дети. Уголь твёрдый.
Х-ка. А как вы узнали?
Дети. Мы надавили на него пальцем.
Х-ка. Как вы думаете, уголь прочный? Давайте проверим это свойство угля. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что с ним произойдёт? Уголь рассыпался на несколько кусочков. Какой вывод можно сделать?
Дети. Уголь твёрдый, но не прочный.
Х-ка. Правильно. Уголь гладкий или шероховатый?
Дети. Уголь шероховатый.
Х-ка. А что будет, если мы проведём углём по листу бумаги?
Дети. (проводят по листу углём) На бумаге остаётся след.
Х-ка. Уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим уголь в воду? Давайте это сделаем.
Дети опускают уголь в стакан с водой.
- что происходит с водой?
Дети. Вода помутнела, пошли пузыри.
- Почему пошли пузыри? Что это такое?
Дети. Это воздух.
Х-ка. Да, верно, это выходит воздух, который находится в угле.
А что ещё произошло с углём?
Дети. Уголь утонул.
Х-ка. Какой вывод можно сделать?
Дети. Уголь тяжёлый.
Х-ка. Давайте мы его размешаем и проверим раствориться ли он в воде.
Дети. Уголь не растворился.
Х-ка. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?
Дети. Уголь чёрный, твёрдый, но не прочный при ударе рассыпается, оставляет след при рисовании на бумаге, тяжёлый, не растворяется в воде, шероховатый.
Х-ка. Молодцы!
Звучит таинственная музыка, и вместо хозяйки угольной горы снова появляется воспитатель.
В-ль. Ну вот, дети, наше путешествие закончилось. А сейчас я хочу узнать, с каким настроением вы уходите от хозяйки угольной горы. Для этого у меня есть смайлики. Вы должны им дорисовать своё настроение.
Дети рисуют на полу. Звучит музыка.
В-ль. Покажите свои смайлики нашим гостям.
Звучит песня, и дети танцуют со смайликами.