Тамара Аксенова
Конспект НОД «Необыкновенное путешествие по планетам солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Расширять представление детей о многообразии космоса, закрепить знания о строении Солнечной системы; познакомить детей с особенностями некоторых планет.
Формировать познавательный интерес к окружающему миру; формировать навыки исследовательского поведения, расширяя знания детей о свойствах разных веществ посредством экспериментальной деятельности; развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход.
- Дорогие ребята, для того чтобы узнать, куда мы сегодня отправимся путешествовать, я попрошу вас сначала отгадать загадку:
Рассыпались по овчинке
Публикация «Конспект НОД „Необыкновенное путешествие по планетам солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
Золотые песчинки,
А когда рассвело,
Их как ветром смело!
(Звезды.)
- Скажите, пожалуйста, можем ли мы увидеть звезды днем? …
- Почему мы их не видим? (Свет солнца так ярок, что звезд мы не видим.)
- Хотите ли вы попутешествовать в космическом пространстве и попробовать разгадать космические загадки - Вокруг нашей огненной звезды Солнца вращаются планеты, образующие вместе с Солнцем - Солнечную систему. Знаете ли вы, какие планеты вращаются вокруг солнца?
- Давайте с вами поиграем: вспомним считалку про планеты. (становимся в круг, в центре - «солнце», «планета» называет себя и протягивает руку – «солнцу»:
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун
(А. Усачев)
- Вот какая семейка у солнца!
- Сегодня мы с вами побываем на некоторых планетах, и они поделятся с нами своими тайнами:
• На какую первую планету мы попадем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Это ближайшая к солнцу планета,
Вся залита лучами горячего света.
Так много ей достается лучей,
Что эта планета других горячей. (Меркурий)
- Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?.
- Меркурий торопится за солнцем, словно боится отстать от него. За земной год планета успевает обежать вокруг Солнца 4 раза. Поверхность Меркурия вся покрыта множеством кратеров разной величины. Как вы думаете, откуда на поверхности Меркурия кратеры? (от падающих метеоритов). На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей. Сейчас мы с вами попробует воссоздать метеоритные кратеры. И в этом нам поможет следующий опыт:
Опыт №1. «Метеоритный кратер».
Цель. Выяснить с помощью опыта - как образуются кратеры на поверхности планет.
Материал. Мука, камешки, большой поднос с высотой края 2-3см, ложки, совочки, полиэтилен; в поддон насыпать муку, разравнять.
Ход.
Набираем муку в ложки и бросаем в поддон, так же бросаем камешки
(можно бросать муку с разной высоты и в разного размера емкости).
- На что стала похожа поверхность? Почему ямки получились разными? Похожи ли наши метеоритные кратеры на настоящие?
• Следующая планета, которая нас ожидает, вот какая:
В честь богини красоты названа, планета, ты!
В темных небесах сияешь, красотой нас одаряешь. (Венера)
- Конечно же, это Венера! Атмосфера у нее есть, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Венера окружена густыми облаками, на ней часто бывают сильные грозы и идут дожди, но не такие как у нас, состоящие из воды, а кислотные! На этой планете мы научимся отличать кислоту от щелочи и узнаем, что такое индикатор:
Опыт №2 «Индикатор кислот и щелочей»
Цель. Знакомство с кислотами и щелочами; с индикатором.
Материал. Дома заранее приготовить индикатор; мелко нарезать капусту, положить в кастрюлю, залить водой, чтобы вся была покрыта, довести воду до кипения, выключить плиту, размешать капустную массу и оставить ее охладится на полчаса. Капустный отвар слить через дуршлаг - индикатор готов. Залить отвар в ячейки для льда, заморозить. Еще будут нужны: три высоких стакана, прозрачный лимонад, вода, питьевая сода, чайная ложка, перчатки.
Ход.
В два высоких стакана налить воды, в один – лимонад. В один из стаканов с водой добавить чайную ложку питьевой соды. Потом в каждый стакан бросить по два кубика отвара. Что случилось с «напитками»? Изменился ли их цвет, когда лед растаял?
Результат. Лимонад стал розовый, вода с содой - зелено-голубой, обычная вода –бордовой (приобрела цвет индикатора).
Вывод. Отвар красной капусты является индикатором, то есть веществом, способным приобретать различный цвет в зависимости от того, взаимодействует ли оно с кислотой -становится розовым или с щелочью (сода) - становится зелено-голубым. В обычной воде цвет не меняет. В ходе опыта жидкость – индикатор дала нам понять, что лимонад – это кислое вещество, сода – щелочь, вода не кислота, ни щелочь, она нейтральна.
• Какая планета будет следующей, вы узнаете, если отгадаете загадку:
- Эта планета всем дорога, нам жизнь подарила планета … (Земля)
- Земля третья от солнца планета. Ее еще называют – «Голубая планета». «Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели ее из космоса. Как вы думаете, почему? (На Земле много воды, и водная гладь рек, морей и океанов из космоса кажется голубой. А еще у планеты Земля есть атмосфера, она тоже имеет голубоватый цвет.)
- Чем важна для нас атмосфера?
- Атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и вредного космического излучения, но в то же время не дает рассеиваться теплу и спасает Землю от падающих из космоса камней и ледяных глыб. А еще воздухом, из которого состоит атмосфера, дышат люди и животные. Воздух состоит из смеси разных газов, в атмосфере, окружающей нашу Землю, достаточное количество кислорода, которым мы с вами дышим. С помощью следующих опытов мы сможем узнать - из чего состоит воздух:
Опыт №3 «Из чего состоит воздух»
Цель. Дать понятие о кислороде.
Материал. Глубокая тарелка, свеча, стеклянная банка высотой больше свечи, вода, краска, спички, пластилин.
Ход. Закрепить свечу на дне банки с помощью пластилина, налить немного окрашенной воды. Зажечь свечу и закрыть банкой.
Результат: через несколько мгновений пламя свечи погаснет, а вода войдет в банку, заняв оставшееся время.
Вывод. Это произошло потому, что свеча при горении израсходовала часть воздуха - кислород. Вода под давлением извне вошла в банку и заняла место оставшегося кислорода. Всю банку вода заполнить не может, так как оставшаяся часть воздуха, состоит из других газов. Они не принимают участие в процессе горения.
• А еще мы сегодня отправимся в путешествие на спутник Земли.
- Отгадайте загадку:
Золотая сережка лежит на синей рогожке
То она на блин похожа, то на золотой рожок. (Луна)
- Как вы думаете, Луна и месяц – это одно и то же небесное тело или разные тела?
- Конечно одно и то же, но каждую ночь Луна выглядит по-разному. Хотите узнать, отчего это бывает?
Опыт №4 «Почему Луна выглядит по-разному»
Цель. Закрепить знания о законах движения, показать процесс вращения Луны.
Материал. Настольная лампа, мяч маленький, мяч среднего размера.
Ход. Ставим включенную лампу на пол. Обозначаем траекторию движения мяча – Земли. Лампа – это солнце, средний мяч – Земля, маленький мяч – Луна. Медленно катим мяч - Землю по намеченной траектории и вращаем мяч - Луну вокруг мяча – Земли. Обращаем внимание: оказавшись за средним мячом, маленький мяч не освещается лампой, так происходит и с Луной. Если Луна закрыта от солнца Землей, то она становится не видимой и для нас, потому что солнце ее не освещает. Как только она появляется из-за Земли, и солнце начинает освещать ее часть, мы видим месяц; когда из-за Земли появляется половина Луны, мы видим светящийся полукруг; когда вся Луна появляется из-за Земли (выкатываем маленький мяч из-за среднего, то мы видим в небе светящийся шар. Вот почему Луна все-время выглядит по-разному.
• Следующая планета, которая захотела поделиться с нами своей тайной, это…
Это – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше луны.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны. (Марс)
- Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом. Хотите узнать, почему поверхность Марса красного цвета?
- Это мы узнаем с помощью следующего опыта:
Опыт №5 «Марсианская ржавчина»
Цель. Закрепить знания детей об образовании ржавчины.
Материал. Блюдце, бумажная салфетка, резиновые перчатки, мочалка из тонкой стальной проволоки. Опыт провести заранее: сложить пополам салфетку и положить на блюдце, положить мокрую мочалку на салфетку, по истечении нескольких дней на мочалке появляется ржавчина.
Ход.
- Наденьте перчатки и потрите мочалку пальцами. Что вы заметили? Твердый серебристый металл превратился в красный порошок. Почему?
Вывод.
Стальная проволока содержит железо, которое соединяется с кислородом и образует вот такой красный порошок. Этот красный порошок и называется ржавчина.
«Научная консультация». Почва на Марсе, состоит в основном из кремния, кислорода из железа. Избыток оксида железа, то есть соединения железа и кислорода, называется ржавчиной, он и придет Марсу красный оттенок. На Марсе, часто дующие бури, поднимают в атмосферу облака красной пыли и песка, которые могут находиться в марсианском небе несколько месяцев подряд.
• Следующие у нас на пути планеты - гиганты. Мы с вами побываем на одной из самых больших планет среди планет - гигантов в нашей солнечной системе, это:
Этот громадный шар – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год. (Юпитер)
- На один круг вокруг солнца Юпитер тратит около 12 земных лет. Его атмосфера состоит из ядовитых газов. Эта огромная планета очень быстро вращается вокруг своей оси. Можно сказать, что она крутится как волчок: на один оборот она затрачивает меньше 10 часов. Такая высокая скорость вращения является причиной возникновения сильных ветров и устойчивых вихрей. Еще Юпитер знаменит своим Красным пятном. Это огромный ураган, уже несколько лет, бушующий на этой планете.
Сейчас с помощью опыта мы с вами попробуем воссоздать такой ураган:
Опыт №6 «Красное пятно»
Цель. Дать понятие о движении воздушных масс, учить подтверждать гипотезу опытным путем, устанавливая причинно-следственные связи.
Материал. Большая банка с широким отверстием, щепотка чая, карандаш.
Ход.
Наполняем банку водой, высыпаем чай в воду, опускаем карандаш в воду по центру банки и начинаем перемешивать воду, производя карандашом легкие круговые движения.
- Что получилось?
Чаинки идут ко дну, совершая движения по расширяющейся спирали.
Вывод.
- Помешивание вызывает водоворот. Жидкость начинает вращаться, в центральной части образуется разрежение, притягивающее к себе чаинки. Чаинки идут ко дну, совершая движения по расширяющейся спирали. Научная консультация. Красное пятно на Юпитере – это мощный ураган. Такой ураган может поглотить три таких планеты как Земля. Считается, что красные частички – так же как и чаинки – подхватываются мощным вихрем, который внешне почти не изменился с тех пор, как люди смогли наблюдать Юпитер. Наша экскурсия в планетарий закончилась.
- А сейчас, ребята я попрошу вас на листочках с помощью пиктограмм, изобразить какими секретами поделились с вами планеты.