Ирина Макарова
НОД «Муравьи и муравейник» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Муравьи и муравейник» в старшей группе.
На занятии в занимательной форме дети получают представление о муравьях как представителях насекомых: об их образе жизни (распределение обязанностей в муравьиной семье, постройка муравейника, о приносимой ими пользе. Использование таких методов и приемов, как игра, воображаемая ситуация, логическая задача, художественное слово, вопросы, побуждающие к размышлениям, позволяют поддерживать познавательный интерес и положительное эмоциональное состояние у дошкольников на протяжении всего занятия.
Публикация «НОД „Муравьи и муравейник“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Цель: создание условий для формирования представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых (муравьев).
Задачи:
= формировать представления о внешнем виде, образе жизни, пользе муравьев;
= развивать любознательность, двигательную активность, мелкую моторику;
= воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Предварительная работа: чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», сказки В. Сутеева «Под грибом», рассматривание иллюстраций, фотографий о жизни насекомых, игры с магнитами.
Оборудование и материалы:
• картина “В лесу”,
• картинки с изображением насекомых,
• разрезанная картинка с изображением муравья
• муравьи-поделки,
• пенёк,
• веточки деревьев или палочки
• альбомные листы по количеству детей
• пачка чая (для изготовления муравейника)
• фломастеры
• клей ПВА
Ход занятия
Предложить детям отгадать загадку:
Есть у ребят
Зелёный друг,
Весёлый друг.
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
Воспитатель: А хотите побывать в лесу? Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
Вывешивается картина “В лесу”.
Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь, глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.
Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают ягоды.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком. Угадайте, какие?
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Летом в болоте
Вы её найдёте,
Зелёная квакушка
Кто это? (Лягушка)
Дети говорят, что лягушка – это не насекомое, объясняют, что у неё не шесть лап и не три части, как у насекомых.
Воспитатель: Я хочу познакомить вас с ещё одним лесным жителем. А кто это, вы узнаете, сложив картинку. (Дети собирают разрезную картинку с изображением муравья.) Верно, это муравей. Кто он? Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать? Где они живут? Кто видел муравейник? Из чего он построен? Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьишек и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравьишка очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке. (Дети строят “муравейник”.)
Рассказ воспитателя о жизни муравьёв : Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии
В семье муравьиной есть мамы и папы.
Не носят они украшенья и шляпы,
Немало в семье дочерей и сынишек,
Растут они в норах, средь хвои и шишек,
Их с раннего детства к труду приучают,
Нотации долго и нудно читают,
Что должен трудиться любой муравей.
О нас и пословицы есть у людей.
Кому не известна такая работа,
Когда, задыхаясь от горького пота,
Несёт муравей свою ношу домой,
Ногами толкая её за спиной.
Один муравьишка немногого стоит.
Все вместе – жилище огромное строят!
И каждому с детства дела поручают,
И каждый, конечно, за них отвечает.
Воспитатель показывает муравьё в из пластилина и продолжает рассказ:
Я – охранник-муравей.
От врагов, зверей, людей
Защищаю общий дом.
Открываю двери днём.
А как солнышко уйдёт
В дом никто уж не войдёт.
На посту мы не едим,
За порядком мы следим!
Будем входы сторожить,
Чтобы всем спокойно жить!
А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т. е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.
Мы личинок бережём,
От врагов их стережём,
Им создать комфорт сумеем:
Если холодно – согреем,
Их на солнце выставляем,
С ними часто мы гуляем,
Если слишком жарко будет,
Наш подвал её остудит.
Есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Как можно их назвать? Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
После занятия предложить детям сделать муравейник из подручных материалов (чай) и клей ПВА, и нарисовать муравьёв.
Организовать выставку работ.
Использовано:
1. Интернет-ресурсhttps://50ds.ru/vospitatel/1723-zanyatie-po-ekologii-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-muravi-i-muraveyniki.html
Хильманович И. П. Конспект занятий в детском саду
Результат: