Ирина Жилиховская
НОД «Микроб в ладошке»
▼ Скачать
Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.
Задачи:
Развивающие: Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности. Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
Обучающие: Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами. Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология
Публикация «НОД „Микроб в ладошке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены. Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки
Предварительная работа: Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб» Знакомство с микроскопом. Разучивание стихов. Разучивание подвижной игры «Микробы полезные и вредные». Опробование и постановка на опыт чашки с молоком, кусочков хлеба на плесень, дрожжевой закваски, яйца в уксусе.
Оборудование: Свое оборудование на каждый опыт, Незнайка, белый халат, микроскоп, запись песни, запись мелодии для игры, магнитофон, мультимедийный аппарат, ноутбук, презентация «Как выглядят микробы»
Организационный момент: «Ужасно интересно» из мультфильма из “38 попугаев”. Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.
Сюрпризный момент: Незнайка Стихи о микробах : https://zanimatika.narod.ru/ZOJ_gigiena.htm. Презентация «Как выглядят микробы». Опыт «Путешествие микроба». Опыт «Микроб в ладошке». Опыт «Чужие микробы». Опыт «Ловим микроба». Опыт «Как спастись от микробов». Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые». Опыт «Йог и вода грязная и чистая». Опыт «Как растут разные микробы». Опыт «Почему зубы крепкие и здоровые». Рефлексия. Домашнее задание: Журналистское расследование «Все о микробах»
Организационный момент
Дети собираются вокруг воспитателя под песню «Ужасно интересно» из мультфильма из “38 попугаев”. Сюрпризный момент - Незнайка, переодетый в профессора сидит около микроскопа, как будто в него смотрит и бубнит: «Ужасно, прелестно, огорчительно, замечательно».
Дети: Незнайка, что ты делаешь?
Незнайка: Вы хотите знать, что я делаю? Вот, все говорят «Микробы, микробы». Какие такие микробы? Ничего я не вижу и ничего не знаю. Значит, их нет!
Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы? Пусть нам расскажут об этом дети
Дети: Стихи о микробах И. Обыдённый «Вирусы вреднилусы»
Г. Кружков «Микроб — ужасно вредное животное»
Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу Воспитатель: И я предлагаю тебе и всем детям отправиться в страну знаний. Я переодеваюсь в профессора Знайкина и - в путь.
Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.
Презентация «Как выглядят микробы»
Знайкин: Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (
Дети: Во рту!
Знайкин: И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?
1. Опыт
Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.
Знайкин: Рассматриваем зеркало. Какое оно?
Дети: Чистое,сухое
Знайкин: Вот теперь - один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту. Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас?
Дети: Нет! На нем появились капельки.
Знайкин: Да, а мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).
Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались?
Дети: Прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой
2. Опыт
Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишуры.
Знайкин: Вы сказали воспользоваться ладошкой. Я предлагаю опустить руки в чашу, перемешайте мишуру. Классно! Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой. Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими. Так как же нам, все-таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)
3 Опыт
Знайкин: Микробы у нас разные и Андрея - свои, у Насти - свои. Но, они постоянно перемешиваются. И, если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим!
Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.
Знайкин: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.
Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.
4. Опыт
Знайкин: Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы?
Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.
Знайкин: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках?
Дети: Белая бумага.
Знайкин: На ней есть какие-нибудь следы?
Дети: Нет.
2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги.
Знайкин: Видите ли вы теперь микробов?
Дети: Нет!
Знайкин: А теперь, в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включил утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать?
Дети: Нет!
Знайкин: Почему? А что может случится, если я не выключу утюг.
Дети: Ответы детей
Знайкин: Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока, я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.
Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они, наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но, мы поймали их!
5. Опыт
«И как же от них спастись?»
Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.
Знайкин: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом.
После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.
Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая?
Дети: Грязная!
Знайкин: Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.
Дети: Читают стихотворение Бредихин В. «Поселился раз микроб и ещё один микроб»
Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые»
Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.
Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.
6 Опыт
«Опыт – хитрость, небольшой обман»
Знайкин: Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати, о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане?
Дети: Грязная!
Знайкин: А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим? Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала, стакан, кипяченая вода, йод.
Знайкин: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А это у меня - йод. Надо его бояться! А нужен он для того, что вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йод?
Дети: Жёлтого!
Знайкин: Если я его налью в чистую воду, какого цвета будет вода? Проверяем: это - чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта-уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.
Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость,главное, не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики! Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?
Дети: Да!
7 Опыт
Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.
Знайкин: Мы с вами уже говорили о том что, микробы бывают полезные и вредные. Мы читали о том, как Петька микроб делал кефир. А что же получилось у нас? Сейчас мы это не только проговорим, но и увидим. Позавчера мы с вами, для чистоты эксперимента, спрятали ото всех кусочки сырого хлеба и кружку молока. Сегодня утром мы поставили на батарею микроорганизмы «дрожжи». Спрятали, крепко закрыли, чтобы никто нам чего-нибудь лишнего не подложил. Теперь открываем? Проверяем, выросли наши микробы или нет. Сначала полезные микробы или вредные - посмотрим? (на выбор детей).
Рассматривание плесени, дрожжевого теста, прокисшего молока.
Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.
Знайкин: Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не менее, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста. – Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы, употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.
8 Опыт
Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.
Знайкин: О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворятся). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы. Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы : кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.
Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить. Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене! Что нового и интересного вы сегодня. Какие решения вы для себя приняли. О каком опыте вы расскажете дома маме и папе. Чтобы еще хотели узнать о микробах?
Дети: Стих Л. Авдеева «Не забудь о гигиене!»