Лилия Миронова
Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной группе «Кукла оберег»
▼ Скачать
НОД в подготовительной группе "Кукла оберег"
Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной группе.
Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Через игрушку познакомить с историей и традициями на Кубани. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая».
Публикация «Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной группе „Кукла оберег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Материал: куклы: тряпичные, соломенные, урожайные, современные куклы; иллюстрации-схемы - порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, русские народные куклы «Ангелочек», «Неразлучники», «Покосница», «Масленица», «Купавка», «День и Ночь», «Кузьма и Демьян».
Предварительная работа: просмотр презентации «Изготовление куклы оберега, заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.
Активация словаря: «рукодельница», «нянюшка», «безликая», «мастерство», «скрутка», «Тулово».
Ход занятия.
Дети входят под музыку.
- Добрый день гости дорогие. Нам очень приятно видеть вас сегодня в нашей мастерской. Где работают наши девочки. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? (ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)
Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».
(сказать тихим голосом и подвести к сундуку)
Уши слушают – и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят.
Ноги не мешают, руки помогают.
А голова – хорошо думает.
Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)
Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:
Глазки голубые, кудри золотые.
Губки розовые, что все это значит?
Дочка, а не плачет, спать уложишь –
Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)
Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука красивую современную куклу)
Дети: Кукла – это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя, как и человек она может быть: дружелюбной, весёлой, грустной.
Дети: На Кубани большое многообразие кукол, их делали по разным поводам, для разных случаев.
Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? (играть)
А вы любите играть в куклы? (Да)
Да, во все времена девочки больше всего любили играть куклами.
Кукла для девочки, словно ребёнок для мамы, поэтому кукла помогает девочкам стать добрыми и чуткими мамами.
Сейчас вы играете фабричными куклами.
Посмотрите, внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье.)
А из какого материала они сделаны? (из пластмассы, фарфора и т. д.)
Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. (воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные)
Скажите, а такие куклы у вас есть? (Нет)
Как вы думаете, из чего они сделаны? (из тряпок, ниток, соломы)
Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? (Да) Чем? (У современных кукол есть лицо, а у тряпичных и соломенных кукол лица нет. Материалом: пластмасса, а эти куклы из соломы (показывают). Эти из тряпок (показ).) А чем они похожи? Что у них общего? (общее - все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли)
Правильно.
Дети: Раньше в каждом доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подруги.
И главной особенностью этой куклы являлось что? Дети: (то что её делали без иголок)
Ребёнок: У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была такая кукла, и когда в семье были ссоры, то хозяйка оставалась одна, открывала окно и будто маленьким «веником» выметала сор из избы.
Сегодня мы расскажем вам и покажем, как создавалась первые игрушки-куклы. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?
Дети: Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.
Как вы думаете, что значит подручный материал?
Дети: Подручный, это значит материал, который всегда под рукой. (Солома, ткань, нитки, мочала)
Давным –давно были вот именно такие куклы.
На какие группы делились куклы?
Дети: обрядовые, игровые, куклы – обереги.
Ребёнок: Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой. Первую куклу называли еще «Куватка».
Ребёнок: В подарок на именины делали куклу «Ангелочек».
Ребёнок: На свадьбу делали жениха и невесту, а также свадебные куклы называли «Неразлучники».
Ребёнок: На праздник Ивана Купала делали куклу «Купавка».
Ее опускали в воду, и тесемки, привязанные к ее рукам, по людским поверьям забирали с собой людские болезни и невзгоды.
Ребёнок: А когда у нас с вами бывает Масленичная неделя, мы делаем чучело Масленицы, наряженное в женские одежды.
Ребёнок: На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.
Еще есть кукла-оберег «День и Ночь».
Они оберегают дом – жилище.
Куклу-оберег наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.
Еще куклы называют кукла-оберег. Как вы думаете почему? Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.
Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?
Дети: Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Раньше, давным-давно,когда садились делать куклу всегда это сопровождалось пением песен, потешек, рассказыванием сказок.
Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем
Хоровод «На горе – то калина»
Девочки, посмотрите друг на друга. Какие вы сейчас? Какое у вас настроение? Какое настроение у меня? А как вы определили настроение? (по глазам)
Дети: Глаза - это зеркало души. В глазах сразу отражается и печаль. И радость, и злость. Поэтому кукле не рисовали глаза, а значит и лицо. Куклу представляли такой, какой хотели видеть в данный момент.
Как вы думаете, называлась такая кукла без лица?
Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».
Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Вот нам сейчас Лера прочитает стихотворение.
Тряпичная кукла.
Свернута из тряпки кукла у Любаши.
Не отыщешь краше, ручки, словно лапки.
Глазки – пара точек, а лицо – комочек.
Кукла смотрит косо, взгляд ее уныл.
Кто-то вместо носа, пуговку пришил.
Но Любаша любит и голубит,
И целует в щечку маленькую дочку.
Девочки, а вы хотите научиться мастерить таких кукол? (Да)
Есть такая пословица «Всему можно научиться – важно не лениться».
Даже самый умелый и талантливый мастер, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научится своему мастерству.
А сейчас давайте попробуем смастерить тряпичную куклу- оберег самым простым способом. (показ иллюстрации – схем порядок изготовления куклы)
( при изготовлении куклы звучит народная музыка)
Наша кукла почти готова. Дома мама поможет вам украсить блузку и сделать волосы.
Посмотрите на свою куклу. Какая она? Какой у нее возраст? Какой у нее характер? давайте вспомним, какие куклы были ещё на Кубани? (Кукла Нянюшка, День и ночь, Кузьма и Демьян, Обрядовая, Масленица, Купавка, Неразлучники, Ангелочек.)
Мы с вами сегодня узнали много нового о народных куклах. Наша Родина богата талантами, наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы, будете трудится, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения. Мы познакомились с вашими куклами, а я хочу познакомить вас со своей куклой. Зовут ее Катюша.
Жила была Катюша. Была она веселая, да задорная. Днем Катя вместе с мамой на сенокосе трудится, сено для стогов сгребает.
А вечером любит в гости ходить, да с другими девицами песни петь. Давайте мы с вами и вашими куклами тоже споём песню.
( исполняют русскую народную песню «Веснянка»)
А подвести итог нашего занятия мне хотелось бы притчей.
Притча “О мудреце и хитреце”.
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.
- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?
- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда, твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
- Всё в твоих руках.
Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам дорогие гости за внимание доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о занятии, выбрав цветочек любого цвета и украсить им сарафан нашей русской красавицы. Цветок красного цвета – понравилось всё, синий – хочу узнать больше, желтый - заинтересовало, буду внедрять в своей работе