Наталья Лунёва
НОД по ФЦКМ в старшей группе «Африка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЦКМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «Путешествие вокруг света. Африка».
Возрастная группа : старший дошкольный возраст 5-6 лет
Воспитатель: Наталья Николаевна Лунёва
Цель: познакомить детей с понятием «путешествие» на примере путешествия на континент Африка (животный мир, растительный мир, население).
Задачи:
• формирование представления о путешествии;
Публикация «НОД по ФЦКМ в старшей группе „Африка“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• развивать умение анализировать, формировать представления об окружающем мире;
• развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
•
Оборудование:
• Индивидуальные коврики (по количеству детей)
• Глобус
• Кукла-мальчик
• Презентация «Что такое путешествие?»
• Рюкзак: свечка, игрушечная посуда (тарелка, кружка, нож, ложка, карта, одежда, игрушки разные, кукольная мебель, настоящие или напечатанные предметы (зуб паста и щетка, спальный мешок, палатка, аптечка, веревка, свечка, спички или зажигалка)
• Заготовка компас + ленточка (по количеству детей, по два карандаша (синий и красный) на каждого
• Ящик с песком, камушками
• Пальмы из конструктора Лего
• Фигурки животных: жираф, слон, крокодил, бегемот, зебра, верблюд, змея, обезьяна, тигр, лев
• Маска для игры «Заколдованный мешочек»
• Заколдованный мешочек
• Развивающие карточки «Вундеркинд» - Животные Африки
• Кубики с буквами
• Верёвка для выкладывания кораблика
• Флаг России
• Подзорная труба
• Картонные атрибуты для инсценировки: Айболит, кит, два орла, волны, горы, пальмы
• Презентация «Путешествие»
• Презентация «Африканские жители»
• Музыкальный трек «Африканская музыка», «У жирафа пятна, пятна…», «Чунга-чанга»
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
- Дети заходят в группу вместе с воспитателем. Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Давайте за руки возьмемся и улыбнемся. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение.
- Вы готовы общаться? – Тогда отгадайте, пожалуйста, мою загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
- Что такое глобус? – ответы детей
2. Актуализация знаний
- А вы хотите поиграть с глобусом?
- Это очень просто:
1. «Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три: моря и океаны покажи»
- Каким цветом обозначены моря и океаны? (голубой, синий)
2. «Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три: горы покажи»
- Каким цветом обозначены горы? (коричневый)
3. «Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три: леса и равнины покажи»
- Каким цветом обозначены леса и равнины? (зеленый)
4. «Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три: пустыни и степи покажи»
- Каким цветом обозначены пустыни и степи? (желтый)
Присаживаемся на коврики
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Мы с вами сегодня обязательно отправимся в путешествие, но для начала, давайте попробуем разобраться что такое «путешествие»?
3. Создание проблемной ситуации, открытие нового знания.
Понятие путешествие.
Приходит кукла-Артемка, здоровается.
- Ребята, Артемка собрался в путешествие, но не знает, куда отправиться, и что такое путешествие.
Расскажите, а куда вы путешествовали? (ответы детей)
Педагог показывает презентацию и спрашивает детей:
- Как думаете, а если мы соберемся в гости в соседний дом, то это будет путешествие? (нет)
А если поедем в музей? (нет)
А если поедем на поезде в другой город? (да)
А если отправимся отдыхать на море? (да)
Путешествием можно называть только то передвижение, ради которого мы собираем вещи (рюкзак) и готовы поехать в другое место (город, страну, континент, планету). В путешествие можно отправиться с целью отдохнуть, заняться спортом, узнать новое об окружающем нас мире.
Собери рюкзак.
- Ребята, я знаю, что каждому путешественнику нужна одна вещь, в которую поместятся все остальные вещи. Догадались, что это?
- Ну, конечно же, правильно, это рюкзак. Вот и у нашего друга рюкзак есть, но он очень тяжелый.
- Как вы думаете, это хорошо или плохо? – ответы детей.
- Да, ребятки. Тяжелый рюкзак – проблема путешественника, ходить приходиться много и долго, а с тяжелой ношей это ох, как нелегко. Давайте посмотрим, что успел Артем сложить в свой рюкзак и поможем ему разобраться, что из этого должно быть у каждого путешественника, а от чего лучше отказаться.
Игра на ковре. Артем высыпает все на ковер и просит помочь разобраться. Дети по очереди берут по одному предмету и обсуждают, нужен ли он в путешествии и для чего. Нужные вещи складывают в рюкзак, ненужные откладывают в сторону.
- Ну, вот и все! Рюкзак для путешествия собран и можно отправляться в путь.
Компас
- Только мне кажется, мы что-то очень важное забыли положить в наш рюкзак, только я никак не могу вспомнить, что это?
- Ребята, вы мне поможете вспомнить? – ответы детей.
Если правильный ответ (компас) не прозвучит, загадать загадку:
В кармане моем замечательный друг
Он знает, где север, и знает, где юг
Компас — это прибор, с помощью которого человек может определить направления света: север, юг, запад, восток.
Изготовление компаса
Я предлагаю нам пройти за столы и сделать каждому свой компас.
Раскрашивают две стрелки (север – красный, юг – синий, на ленточки каждому повесить на шею компас со словами «Теперь ты настоящий путешественник».
Определяем место путешествия
Собрались в поход мы снова –
Все на месте, всё готово,
Что же нас сегодня ждёт?
Чтоб узнать, скорей вперёд!
Проходите, ребятки на коврик, для нас здесь готова подсказка, и мы попробуем догадаться куда именно мы отправимся?
Трек №1 (Африканская музыка – звучит фоном)
На ковре ящик с песком, пальмами… все хаотично разбросано; «волшебный мешочек» с животными (жираф, слон, крокодил, бегемот, зебра, верблюд, змея, обезьяна, тигр, лев, маска для сна.
- Ребята, смотрите какой интересный ящик. Что в нем? – ответы детей.
- Давайте подумаем откуда? Из какой части света? С какого континента прислали нам этот ящик? – ответы детей.
- Да, действительно Африка это целый континент, на котором много жарких стран. Основные цвета, в которые «раскрашена» Африка (желтый - пустыня, зеленый – джунгли, желто-зеленный – саванна).
Рассмотреть на глобусе. Показать картинки пустыни, джунглей, савваны. Собрать песок в кучу и разровнять по контуру континента (приблизительно)
- Еще мешочек какой-то… но не простой, а заколдованный. Отгадать кто в нем может только тот, на ком волшебная маска.
Дети по очереди надевают волшебную маску и достают из мешочка животных. Нужно, наощупь, догадаться, кто это по характерным признакам (большие уши, хобот, длинная шея, мягкое извилистое тело, огромная пасть и чешуя на спине и т. п.). Располагают их в ящике на «континенте Африка». Взамен получаю фотографию животного, которую берут с собой.
- Вы большие молодцы, здорово справились с этим заданием.
- Путь нам предстоит не близкий, путешествие может быть долгим… На тот случай, если нас станут искать, давайте выложим из кубиков слово «АФРИКА».
- Отлично! Теперь все, кто заглянет к нам в гости поймет, где мы…
- Вот теперь, когда мы точно знаем куда мы отправляемся и кого нам предстоит там встретить – пора в путь!
Динамическая пауза
- Давайте немного отдохнем перед дальней дорогой и споем песенку
Трек №2 «У жирафа пятна, пятна…»
Выбираем транспортное средство
- Ребята, посмотрите еще раз на глобус. Африка со всех сторон окружена водой. На чем же мы сможем туда добраться? – ответы детей
Например:
- На корабле!
- Путешествовать на корабле плохо или хорошо? – ответы детей
(плохо – шторм, хорошо – можно встретить дельфинов)
- На чем еще можем добраться?
- На самолете!
- Путешествовать на самолете плохо или хорошо? – ответы детей
(плохо – нет возможности рассмотреть землю, т. к. высоко, хорошо – быстро)
- Ребята, ну я думаю, что шторма мы с вами не испугаемся и отправимся в Африку на корабле.
- А корабль у нас есть? – Нет.
- А давайте-ка мы его с вами построим.
Дети из верёвок выкладывают на ковре кораблик (палуба – трапеция, паруса – два треугольника). Водружают на мачту флаг России.
В путь
Дети за воспитателем, имитируя движения «по волнам», выходят из группы и проходят по коридору в направлении музыкального зала.
Остановка
По пути следования останавливаемся: (если время позволяет - можно взглянуть всем по очереди в бинокль, если нет:
- Все на месте!
- Взгляните на свой компас! Верной дорогой идем?
- Отлично!
Первое препятствие
В коридоре возле кабинета «Робототехники» встречают препятствие – «Волны».
- Ну и ну ребята, вот это неожиданность…
- Что же это такое? – ответы детей
- Ребята, нам не преодолеть это препятствие, пока мы не вспомним все сказки про Африку и не догадаемся из какой сказки эти волны… - ответы детей
- Совершенно верно, конечно, это сказка про доброго доктора Айболита
Воспитатель инсценирует отрывок из сказки «Айболит», играет с детьми - делая паузы в тексте, давая возможность детям вспомнить текст
Но вот перед ними ….
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита ….
«Ой, если я утону,
Если пойду я ко дну.
Что станется с ними, с больными,
С моими?»
Но тут выплывает …. : -
«Садись на меня, ….
И, как большой ….
Тебя повезу я вперёд!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
…Пауза – ответы детей
- И мы с вами, ребята, вслед за китом и Айболитом отправляемся дальше.
Второе препятствие
Доходим до музыкального зала и в дверях встречаем препятствие – «Горы»
- Да, труден наш путь.
- Ребята, вы догадались, что это за препятствие? – ответы детей.
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят!
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели …. :
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
…
- И мы ребята, вслед за Айболитом сядем на орлов и преодолеем гористую местность.
Добрались!
- Ну вот и все! Спешу поздравить вас! Мы добрались до конечного пункта нашего путешествия!
- Посмотрите, вот и Африка! Слайд на экране «Пустыня Сахара»
- Перед вами пустыня Сахара. Это самая большая пустыня в мире, посмотрите. Здесь сухо и жарко… только завывает ветер «у-у-у», шуршит песок «ш-ш-ш», ползают и свистят змеи «с-с-с».
- Ребята, а кто может жить в пустыне? Какое животное? – ответы детей.
Слайд «Верблюд»
- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему? – ответы детей (перевозит грузы, людей; движения плавные, как у корабля)
- Верблюд самое выносливое животное
Слайд на экране «Саввана»
Загадка про слона (ребенок загадывает)
- А сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть вам животное, а вы мне его детеныша. Договорились – начнем.
У льва – львенок
У черепахи – черепашонок
У зебры - жеребенок
У тигра – тигренок
У страуса – страусёнок
У крокодила - крокодильчик
Слайд на экране «Джунгли»
Загадка про попугая (загадывает ребёнок)
- Про попугая все говорят, что он любит попугайничать! А что значит «попугайничать»? – ответы детей (за всеми повторять)
- А вы любите попугайничать? – Да
- Тогда повторите мою чистоговорку: «Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая!»
- Ну что ж, ребята, вы большие молодцы, все задания выполнили, все сложности преодолели и пришло время познакомиться с африканскими жителями.
- Какими вы себе их представляете? Какие люди населяют континент Африка? – ответы детей
Презентация на проекторе «Африканские жители».
4. Итог занятия
Путешествию конец,
Каждый – просто молодец!
А теперь прощаться надо –
До свидания, будем рады!
Раз, два, три. ,
Глобус нас домой верни!
Дети с воспитателем возвращаются в группу.