Папки-передвижки

НОД «Кукла Пеленашка» для подготовительной группы

Елена Трушева
НОД «Кукла Пеленашка» для подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ

Конспект НОД в подготовительной группе

«Знакомство с тряпичной куклой.

Изготовление куклы «Пеленашки»».

Цель: Знакомство с историей тряпичной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);

Публикация «НОД „Кукла Пеленашка“ для подготовительной группы» размещена в разделах

2. Обогащать и активизировать словарь детей (Безлика, оберег, обряд, узелок, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)

3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);

5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приё мы:

- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

- наглядные: Рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;

- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра – песня.

Оборудование:

Сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»

Раздаточный материал:

Лоскуты цветной белой х/б ткани, нитки мулине, синтепон, ножницы.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?»

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент

Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (пластмассовая машинка, резиновый зайчик, бумажный петух)

Звучит русская народная песня и воспитатель подходит к детям.

-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

-Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

-А из какого материала сделана машинка?

(Машинка сделана из пластмассы)

-Значит машинка какая?

(Машинка пластмассовая)

-Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)

-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

- Платье носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

Моя кукла называется «Пеленашка»

Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?

II. Знакомство с куклами.

-А на столе у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?

А вы знаете, что куклы бывают разные. (Показать кукол)

С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.

- Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

а ротик ей не мешает.

III. Рассказ воспитателя о куклах

«Народные тряпичные куклы»

Кукла «Хозяюшка - Благополучница».

-Защищает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка (внутри спрятана монетка).

Эта маленькая, но очаровательная защитница заградит злым силам дорогу к вашему дому, присмотрит за ребёнком и наполнит дом атмосферой радости и благополучия.

Кукла «День-Ночь».

-Это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы / 2 стороны куколки. Одна - означает день (светлая, вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.

Куколки День-Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток. Лица, как и всем традиционным куклам, не рисовали. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.

Кукла «Кубышка-травница».

- Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Именно так поступали наши предки. В кукле Кубышка-травница 6 узелков: большой узелок - тулово, напоминает неваляшку, на него привязывается узелок-головка (все узелки набиваются только травами, к ручкам привязываются по одному узелку, это ещё два, еще два узелка образуют грудь, итого - 6. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Кукла «Крупеничка».

Крупеничка — кукла, которую ставили в красный угол. Она наполнялась гречкой, пшеном, рисом, овсом, перловкой. В голодные неурожайные года из нее могли отсыпать зерна, если еды не хватало. Иногда делали мужской вариант этой куклы —Богача. У каждого вида зерна имелось собственное значение. Например, самым дорогим был рис, поэтому он символизировал богатство, перловка — сытость, гречка — достаток, а овес — силу. Перед посевом горсть зерна бралась из куклы, а после сбора урожая ее наполняли свежими зернами.

Внешний вид Крупенички выдавал положении семьи: чем худее была кукла, тем беднее ее хозяева. Крупеничка считалась одним из самых главных оберегов в славянской семье.

Все эти и многие другие куклы играли особую роль в славянской культуре. Они участвовали во многих традициях и обрядах. Они выполняли обережную функцию, то есть защищали от дурного глаза и плохих помыслов, почитались, как символы счастья, благополучия, добра и богатства. У каждой семьи были свои бережно хранимые традиции и секреты относительно изготовления этих оберегов, которые несли своего рода отпечаток духа именно этой семьи. В наше время Крупеничку часто дарят на новоселье, чтобы в новом доме хозяев всегда сопровождали достаток и сытая жизнь. Другой повод для такого необычного подарка — это свадьба. Крупеничка поможет молодым начать новую счастливую жизнь.

-А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Пеленашку».

-Посмотрите, какая она нарядная, яркая.

-А знаете, почему ее так называют? (Она похожа на младенца в пеленках, ее можно качать, нянчить, кормить).

Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.

IV. Игра – песня

Игра «У Маланьи, у старушки»

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

V. Продуктивная деятельность.

-Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

-Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками. - Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится

1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.

2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.

3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».

-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.

Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости).

-Ребята, а как можно играть с куклой?

-Давайте споем нашей кукле колыбельную песенку :

Люли – люли - люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

Надо деткам засыпать.

-У всех куклы уснули? Давайте уложим их в кроватки.

Теперь вы в любое время сможете изготовить такую куклу и поиграть с ней.

VI. Итог занятия. Хороводная в исполнении Ивана Купалы

- Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

- А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

А что вам понравилось больше всего?

- О каких куклах вы сегодня узнали?

- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу)

Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме»Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с вами фотоотчетом с занятия по рисованию "Кукла.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [з]. • Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа.

Конспект НОД «Кукла заболела» с детьми средней группыКонспект НОД «Кукла заболела» с детьми средней группы Программные задачи: продолжать формировать понятия о значимости труда врача; развивать доброжелательное отношение к профессии врача; закреплять.

Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка на счастье» в подготовительной группеКонспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка на счастье» в подготовительной группе Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка на счастье» в подготовительной группе Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Кукла — это маленькая жизнь»Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Кукла — это маленькая жизнь» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Мастер-класс «Кукла Пеленашка»Мастер-класс «Кукла Пеленашка» «Пеленашка» - это славянская обрядовая куколка. С одной стороны она проста в изготовлении, с другой её изготовление и назначение имеет очень.

Мастер-класс «Кукла Пеленашка»Мастер-класс «Кукла Пеленашка» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представляю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению Куклы Пеленашки. Куколка Пеленашка.

Мастер-класс «Кукла «Пеленашка» для детей дошкольного возрастаМастер-класс «Кукла «Пеленашка» для детей дошкольного возраста Работая уже много лет в детском саду и наблюдая за детьми, я не видела более трепетного и бережного отношения даже к дорогостоящим игрушкам,.

Мастер-класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани «Моя любимая кукла» для детей подготовительной группыМастер-класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани «Моя любимая кукла» для детей подготовительной группы Мастер класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани,Моя любимая кукла " для детей подготовительной группы Цель: Познакомить детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Кукла Пеленашка» для подготовительной группы
Опубликовано: 12 октября 2020 в 19:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Кукла Пеленашка» для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Трушева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД