Елена Трушева
НОД «Кукла Пеленашка» для подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД в подготовительной группе
«Знакомство с тряпичной куклой.
Изготовление куклы «Пеленашки»».
Цель: Знакомство с историей тряпичной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);
Публикация «НОД „Кукла Пеленашка“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Обогащать и активизировать словарь детей (Безлика, оберег, обряд, узелок, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)
3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приё мы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: Рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра – песня.
Оборудование:
Сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»
Раздаточный материал:
Лоскуты цветной белой х/б ткани, нитки мулине, синтепон, ножницы.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент
Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (пластмассовая машинка, резиновый зайчик, бумажный петух)
Звучит русская народная песня и воспитатель подходит к детям.
-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.
-Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)
-А из какого материала сделана машинка?
(Машинка сделана из пластмассы)
-Значит машинка какая?
(Машинка пластмассовая)
-Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)
-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.
- Платье носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (Кукла)
-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.
Моя кукла называется «Пеленашка»
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
II. Знакомство с куклами.
-А на столе у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
А вы знаете, что куклы бывают разные. (Показать кукол)
С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.
- Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
а ротик ей не мешает.
III. Рассказ воспитателя о куклах
«Народные тряпичные куклы»
Кукла «Хозяюшка - Благополучница».
-Защищает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка (внутри спрятана монетка).
Эта маленькая, но очаровательная защитница заградит злым силам дорогу к вашему дому, присмотрит за ребёнком и наполнит дом атмосферой радости и благополучия.
Кукла «День-Ночь».
-Это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы / 2 стороны куколки. Одна - означает день (светлая, вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.
Куколки День-Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток. Лица, как и всем традиционным куклам, не рисовали. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.
Кукла «Кубышка-травница».
- Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Именно так поступали наши предки. В кукле Кубышка-травница 6 узелков: большой узелок - тулово, напоминает неваляшку, на него привязывается узелок-головка (все узелки набиваются только травами, к ручкам привязываются по одному узелку, это ещё два, еще два узелка образуют грудь, итого - 6. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.
Кукла «Крупеничка».
Крупеничка — кукла, которую ставили в красный угол. Она наполнялась гречкой, пшеном, рисом, овсом, перловкой. В голодные неурожайные года из нее могли отсыпать зерна, если еды не хватало. Иногда делали мужской вариант этой куклы —Богача. У каждого вида зерна имелось собственное значение. Например, самым дорогим был рис, поэтому он символизировал богатство, перловка — сытость, гречка — достаток, а овес — силу. Перед посевом горсть зерна бралась из куклы, а после сбора урожая ее наполняли свежими зернами.
Внешний вид Крупенички выдавал положении семьи: чем худее была кукла, тем беднее ее хозяева. Крупеничка считалась одним из самых главных оберегов в славянской семье.
Все эти и многие другие куклы играли особую роль в славянской культуре. Они участвовали во многих традициях и обрядах. Они выполняли обережную функцию, то есть защищали от дурного глаза и плохих помыслов, почитались, как символы счастья, благополучия, добра и богатства. У каждой семьи были свои бережно хранимые традиции и секреты относительно изготовления этих оберегов, которые несли своего рода отпечаток духа именно этой семьи. В наше время Крупеничку часто дарят на новоселье, чтобы в новом доме хозяев всегда сопровождали достаток и сытая жизнь. Другой повод для такого необычного подарка — это свадьба. Крупеничка поможет молодым начать новую счастливую жизнь.
-А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Пеленашку».
-Посмотрите, какая она нарядная, яркая.
-А знаете, почему ее так называют? (Она похожа на младенца в пеленках, ее можно качать, нянчить, кормить).
Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.
IV. Игра – песня
Игра «У Маланьи, у старушки»
А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
V. Продуктивная деятельность.
-Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
-Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками. - Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится
1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.
2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.
3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».
-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.
Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости).
-Ребята, а как можно играть с куклой?
-Давайте споем нашей кукле колыбельную песенку :
Люли – люли - люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать,
Надо деткам засыпать.
-У всех куклы уснули? Давайте уложим их в кроватки.
Теперь вы в любое время сможете изготовить такую куклу и поиграть с ней.
VI. Итог занятия. Хороводная в исполнении Ивана Купалы
- Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
- А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
А что вам понравилось больше всего?
- О каких куклах вы сегодня узнали?
- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу)