Ольга Лодочникова
НОД по закреплению знаний о народных росписях у детей подготовительной к школе группы «Весёлая ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Лодочникова Ольга Евгеньевна, воспитатель МДОУ Детский сад № 174 «Ягодка», г. Архангельск
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Возраст детей : 6-7 лет
Цель занятия: Закрепить знания детей о народных росписях.
Задачи:
• Совершенствовать навык рисования декоративных элементов растительного узора хохломской росписи.
Публикация «НОД по закреплению знаний о народных росписях у детей подготовительной к школе группы „Весёлая ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• Развивать долговременную память, связную речь, наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие через умение узнавать изделия различных росписей, отвечать на поставленные вопросы.
• Продолжать развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения работы.
• Воспитывать интерес и уважение к труду мастеров – умельцев.
Предварительная работа: Изучение различных народных росписей России (истории возникновения, узоры, материалы). Тонирование деревянной лопатки: ручка – жёлтой гуашью, ложе - чёрной.
Материалы: изделия, представляющие росписи : гжель, хохлома, мезенская и городец, деревянные нераскрашенные лопатки, гуашь, кисти, ватные палочки, шпажки, баночки с водой, бумажные ягодки клубники, мольберт со схемой поэтапной работы, костюм скомороха.
Музыкальное сопровождение: плясовые наигрыши, баян.
Ход занятия:
В группе расставлены столы с изделиями различных народных росписей : гжель, городец, мезенская роспись и хохлома.
Звучат плясовые наигрыши. Входит Скоморох.
Скоморох: К нам сюда скорее просим!
Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте,
всех вас ярмарка зовёт!
Ярмарка! Ярмарка!
Весёлая Ярмарка!
Кто на ярмарку придёт,
что захочет всё найдёт!
Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Подходите все ко мне, давайте полюбуемся, что к нам мастера привезли.
Дети и скоморох подходят к первому столу, где размещается изделия с городецкой росписью.
Скоморох: Посмотрите, удивитесь! Какая красота! Кто узнал, что за роспись? (городец) Какими узорами расписывают мастера? ( цветы: бутон, купавка, розан, ромашка; листья, чудо - птицы, кони). А чем вас так притягивает эта роспись? Какие изделия расписывали мастера? (прялки, разделочные доски, хлебницы, деревянная посуда, мебель). Ну, пойдёмте дальше!
Подходят к другому столу, где расположена посуда с гжельской росписью.
Молодцы и девицы, а это какая роспись? (гжель) Правильно! Как вы догадались? (использованы белые, голубые и синие цвета) Что вы знаете об этой росписи? ( мастера используют узоры: сеточки, полосочки, цветы. А в народе называют эту посуду нежно – голубое чудо). Из какого материала делается посуда? (из глины)
Скоморох, показывая расписное блюдо: Кто мне скажет, что это? (это блюдо, его мастера делали плоским). Правильно! И подавали на нём блины, пироги и «заедки». Как вы понимаете, что такое «заедки»? (ими заедают, перекусывают: пряники, пирожки, орехи). Давайте и мы испечём пирог!
Физминутка под музыкальное сопровождение: русская народная игра «Пирог»
Дети делятся на две команды. Представители команд стоят напротив друг друга. По сигналу каждый будет стараться перетащить соперника на свою сторону.
Эх, экий он широконький!
Эх, экий он высоконький!
Эх, экий он мяхошенький!
Режь да ешь!
После игры скоморох и дети подходят к столу с мезенской росписью.
Скоморох: А тут какой необычный товар! Кто узнал, что это за роспись? Откуда привезли такой товар? (из Мезени, мезенская роспись) Значит, земляки! А кто знает, что означает слово «земляк»? (человек с одной деревни, города – т. е. с одной земли) Правильно! Чем мезенская роспись отличается от других? (используются красный и чёрный цвета, а узор похож на древнее письмо). Точно! Каждый элемент – квадратик, листик, веточка, зверь рассказывает о лесе, ветре, земле. Например, конь символизирует восход солнца, а утка – закат, солнце прячется в подводном мире до рассвета. Какой материал использовали мастера – умельцы? (дерево) Что именно расписывали? (сундуки, короба, подносы, прялки, ковши, шкатулки) Молодцы!
Подходят к столу с хохломской росписью.
Скоморох: Ну, а это что за товар? Кто догадался, что за роспись? (хохлома) А ещё её называют золотая хохлома, почему? ( деревянная посуда обрабатывается особым способом: покрывают маслом, затем натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают в печи, а после обжига она становиться золотой). А какие краски используют мастера? (красную, чёрную, зелёную, золотую краски) А какими орнаментами украшают посуду? ( природными: ягоды, цветы, травы, птицы).
А хотите, ребята, стать мастерами? Давайте попробуем, справимся ли мы с такой сложной работой? Согласны?
Дети садятся за столы около мольберта со схемой поэтапной работы.
Скоморох: Присаживайтесь за столы. Расписывать будем ложе лопатки, ручка остаётся жёлтой. Давайте вспомним, какие элементы используются в росписи (веточки, ягоды, листочки простые и трёхлистные, завитки ленивые и шалунишки). Предлагаю рисовать ягоды красной смородины. Начинаем с рисования веточки по центру ложа лопатки, затем рисуем ягоды, дополняем листочками. Скоморох показывает действие на образце. Веточки, завитки рисуем кончиком кисти, ягоды – ватной палочкой, а хвостики у ягодок – шпажкой. Приступайте к работе.
Звучат плясовые наигрыши. Скоморох при случае оказывает индивидуальную помощь.
Скоморох: Как вы думаете, какая работа у мастеров? (Очень трудная работа - нужно подготовить материал, расписать)
Предлагаю оценить работу своих товарищей. Каждый возьмите по одной ягодке и положите её около лопатки, которая больше понравилась. Посчитаем, у чей лопатки ягодок больше, тот самый искусный мастер.
Дети оценивают работы, подводится итог.