Елена Кононова
НОД «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет образования и науки Курской области
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ
Методическая разработка занятия по формированию предпосылок
финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных учреждений
«Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.»
Разработчик: слушатель ДПП ПК
Публикация «НОД „Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Содержание парциальных образовательных программ по финансовой грамотности и особенности их реализации в дошкольных образовательных организациях»
Кононова Елена Михайловна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №107»
Курск
2021
НОД «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.»
Цель: финансового воспитания детей старшего дошкольного – формирование первичных нравственно-экономических знаний, представлений и привычек поведения в обществе.
Задачи:
Формировать у детей понятие денег как выработанное в процессе исторического развития цивилизации удобное для торговли товарами и услугами средство обмена;
способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом, дать представление о том, как деньги попадают в семью, как и где можно хранить деньги;
воспитывать уважительное отношение к трудовым деньгам.
Оборудование:
Кошелёк с монетками, картинки (продукты, одежда, лекарства).
Словарная работа:
Монеты, рубль, копейка, банкнота.
Предварительная работа:
Беседы «Профессии моих родителей», «Как появились деньги», просмотр мультфильма Фиксики: «Деньги», д/игра «Для чего нам нужны деньги?», сюжетно-ролевая игры: «Супермаркет», «Транспорт»; заучивание физминутки: «Полет на самолете», подвижная игра «Обмен», общая игра «Что нельзя купить за деньги».
Ход:
В: Встали дети дружно в круг, ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Ребята, я сегодня пришла в детский сад и у меня на столе лежало какое – то письмо, без обратного адреса, от кого не известно. Но зато на конверте есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.
Отгадайте загадку
В кошелёк мы их кладём, с ними в магазин идём. (Деньги)
«Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет. (Монетка)
-что такое монетка? (Это деньги)
Дидактическая игра: «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны : ( Ответы детей: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.)
-Ребята, а вы знаете, что рядом с нами существует загадочный финансовый мир - его еще называют миром денег.
-Кто населяет этот мир? (деньги)
Просмотр мультфильма Фиксики: «Деньги»
-Что же такое деньги и зачем они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей).
«Деньги на свет появились давно,
Но назначенье у них всех одно:
Их меняют на товар,
Идут с ними на базар,
Чтоб товары получить, за них надо заплатить!»
Ребята, послушайте пословицу про деньги :
Деньги - не грибы и зимой не растут.
Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд.
-Ребята, посмотрите на картинки. Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей. Высказывания детей. А кем работают ваши родители. (ответы детей).
Физминутка. Игра «Полет на самолете»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говоря: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Рассказ воспитателя: Бартер
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен).
Раз мы с вами попали в прошлое, давайте попробуем осуществить натуральный обмен. Возьмите каждый по одному виду продуктов или вещей и попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет.
Общая игра-упражнение «Обмен».
Беседа «Где хранятся деньги?
-Кто знает, где хранятся деньги? (банк, сейф, кошелек, шкатулка)
В: Ребята, к нам сегодня в гости пришла сотрудница Сбербанка, которая сейчас расскажет нам, о том, как живут деньги в банке.
-Назовите виды денег. Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.
А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители?
Появились электронные деньги (пластиковые карты).
Удобны ли они, как вы считаете?
Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все.
Я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.
Общая игра «Что нельзя купить за деньги»
(книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, любовь, здоровье, дружба)
То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Подведение итогов.
-О чем сегодня говорили?
-Что узнали о деньгах.
Использованная литература
1. О. А. Блохнина, О. В. Терещева Сборник методических разработок по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста – М, 2017
2. Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. В. Рыжановская Занимательные финансы. Методические рекомендации. – М, 2019
3. Экономическое воспитание дошкольников. Примерная парциальная образовательная программа для детей 5 – 7 лет. Банк России. – М, 2019