Елена Куропаткина
Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования в старшей коррекционной «Лукоморье» за 2021-2022 учебный год
Выполнила: Куропаткина Елена Владимировна
2021-2022гг.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень: путем самообразования и развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Оздоровительные:
-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Через деятельность формируется речь. Наряду с игровой деятельностью, как основной формой взаимодействия с дошкольниками, большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность, так как речь приобретает в ней действительно практическую направленность, а сенсорно-перцептивные возможности изо деятельности позволяют в полном объеме использовать её в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. Поэтому на ряду с развитием речи необходимо развитие и мелкой моторики дошкольников.
Включение в работу с детьми с ТНР нетрадиционных техник рисования позволяет :
• активизировать и расширить словарный запас; установить грамматические закономерности при описании своих действий.
• развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами.
• осуществлять стимуляцию познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы).
• развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать).
• создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки (за счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением.
Ожидаемые результаты: Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель». Повысить интерес детей к большинству техник нетрадиционного рисования.
Занятия проводились 1 раз в месяц.
Форма представления опыта работы по теме самообразования (продукт). Выставки детских рисунков для родителей. Повышение качества проводимой с детьми работы.
Работа с детьми :
- «Печать деревьев» (пузырчатая плёнка). Работа «Осенний лес».
- «Рисование по соли». Работа «Снежинки».
- «Рисование ладошками». Работа «Дорисуй», «День Земли».
- «Рисование стопой». Работа «Дорисуй животное»
- «Кляксография». Работа «Причёска для мамы», «Дерево».
- «Рисование на молоке». «Красота Вселенной».
- «Пластилинография». Работа «Зимняя шапочка».
- «Песочное рисование»
- «Рисование камушками марбл»
Техника рисования :
«Печать деревьев». Берем пузырчатую пленку и раскрашиваем. Пупырчатая плёнка вырезана в виде кругов и овалов разного размера. Нужно стараться раскрасить каждую пупырку, тогда рисунок получится более четким.
Как только пленку раскрасили, немедленно, пока краска еще недостаточно высохла, прикладываем на лист бумаги, затем убираем и смотрим, что же получилось. Работает в виде штампа. Затем дорисовываем кистью ствол дерева.
«Рисование по соли».
Во-первых, берём шаблон со снежинкой на картонной бумаге.
Начинаем с обведения клеем нашу снежинку по контуру..
Теперь самая интересная часть-посыпать солью!.
Теперь стряхиваем лишнею соль со своего листа и у нас должно получиться.
Теперь мы можем начать рисовать.
«Рисование ладошками». Педагог или дети друг другу раскрашивают ладошки. Затем ставим отпечаток ладошками. А дальше фантазия ребёнка, дорисовать.
В нашей работе ладошками дети показали, как они любят и обнимают нашу Землю.
«Рисование стопой». Дети друг другу раскрашивают стопу красками. Затем делают отпечаток на листе и дорисовывают…., в нашей работе дети дорисовывали животных.
«Кляксография».
Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг.
Наберите тушь на кисть и стряхните её на бумагу, чтобы получились кляксы. Красота?
Можно импульсивно водить рукой по бумаге, можно просто капать тушь, можно наклонять лист, чтобы тушь текла в разные стороны. А еще на капли краски можно дуть, и они будут растекаться красивыми потёками. Для этого удобно брать коктейльную соломинку.
В нашей работе дети рисовали причёску маме, дули в коктейльную соломинку и делали волосы маме, разнообразно их выдувая.
«Рисование на молоке».
Разводим краски водой в отдельных баночках, на поднос наливаем молоко. С помощью пипетки капайте краску в молоко, а затем с помощью зубочистки создавайте причудливые узоры на молочном холсте. Как только изображение покажется законченным, положите поверх рисунка чистый белый лист, и он переместится на бумагу. Дети фантазируют и наблюдают что получилось…
«Пластилинография».
Рисование пластилином сочетает в себе лепку и аппликацию. В результате получается полуобъемная лепная картинка. Кстати, такую пластилинографию можно выполнять и на оргстекле как обратную аппликацию! Давайте узнаем, чем же полезно для ребенка рисование пластилином и основные техники такого творчества!
Методические рекомендации: Ребенок учится отщипывать маленький кусочек от куска, класть его на поверхность (оргстекло, плотная клеенка, картон) и, надавливая, размазывать. Последнее действие выполняется указательным или большим пальцем.
Работа с родителями: Информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования». Домашние задания для родителей: закрепление пройденного материала. Работа с интернет ресурсами.
Размещение памятки в уголке для родителей. Консультация «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования». Привлечение родителей к участию в конкурсах.
Результаты работы по теме самообразования:
Эффективность педагогического опыта (качественная оценка).
Свою работу в этом направлению оцениваю положительно. Дети с удовольствием включаются в творческую работу. Такое рисование не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. На занятиях рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так.
Выводы по теме самообразования:
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в дошкольном возрасте. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыразиться. Задачи, которые были поставлены можно считать, что частично реализованы. Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проблемы: В ходе занятий у некоторых детей происходили трудности в освоении каких-либо техник.
Перспективы: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
Изучение методической литературы:
1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»;
2. Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»;
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»;
4. И. А. Лыкова «Цветные ладошки»;
5. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель»;
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. Интернет рисурсы: https://www.maam.ru https://semeynaya-kuchka.ru