Наталья Титовская
Нетрадиционные техники аппликации при работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Публикация «Нетрадиционные техники аппликации при работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Творческая деятельность – важнейший инструмент познания мира и развития знаний эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Творчество неотъемлемо связано с самостоятельной практической деятельностью ребенка. Нетрадиционные техники аппликации подразумевают использование огромное множество нетрадиционных материалов и способов работы.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом : рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д.
Благодаря нетрадиционным техникам аппликации у детей дошкольного возраста повышается уровень художественно-эстетического развития, развивается художественный вкус и творческие способности, а также совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие.
Однако достаточно распространенной проблемой является следующее: некоторые дети не проявляют интереса к различным видам художественной деятельности, а также не проявляют упорство и терпение при выполнении заданий, не доводят работу до конца. Для решения данной проблемы следует разнообразить художественную деятельность нетрадиционными техниками аппликаций.
Целью является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации, а также формирование художественно-эстетического развития и восприятия.
Среди задач можно выделить следующие:
– развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия;
– развитие изобразительных навыков;
– обогащение представления детей о материалах и их свойствах, способов применения;
– создание условий для разностороннего использования материалов, экспериментирования с материалами.
При использовании нетрадиционных техник аппликации у детей дошкольного возраста появляется интерес к изобразительной деятельности, а также развиваются творческие способности.
Дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Дети приобретут навыки совместного творчества – способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.
Чтобы повысить результативность творческой работы с детьми, мною была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Бумажное чудо».
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей детей через нетрадиционные формы работы с бумагой (бумагопластику).
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Особенностью программы является то, что при ее реализации используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, также используются бумага разного вида, размера и фактуры, офисная цветная бумага, бумажные салфетки, разные крупы, вата, гофрированная бумага, засушенные растения.
Нетрадиционные аппликации доставляют детям множество положительных эмоций, дарят им радость от своих творческих работ. ДООП «Бумажное чудо» – это система занятий по аппликации с использованием нетрадиционных техник. В своей работе я использую такие техники как обрывная аппликация, модульная аппликация, аппликация из салфеток, аппликация из круп, аппликация из засушенных растений, аппликация из ваты, коллаж. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Уже к концу года у детей улучшились творческие способности, творческая фантазия, эстетическое и цветовое восприятие. Они овладели способностью применять разные виды нетрадиционных техник в аппликациях. Беседы с родителями также показали, что у детей значительно изменилось отношение к творческим занятиям. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывали положительные эмоции. Со своими работами дети участвовали в выставках ДOУ, конкурсах разного уровня, украшали групповую комнату, дарили их родителям и друзьям.
И теперь, исходя из своего собственного опыта, я могу с уверенностью сказать, что нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников.