Папки-передвижки

Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в детском саду

Ральникова Ирина Викторовна
Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в детском саду

В современном обществе существует тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, поэтому эта проблема становится особенно актуально. На фоне загрязнения окружающей среды, на фоне небывалого роста болезней, необходимо, чтобы ребенок рос здоровым, нужно научить его искусству сохранения и укрепления здоровья.

В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию и сохранению здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Публикация «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в детском саду» размещена в разделах

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья:

- происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма;

- развиваются его адаптационные возможности;

- повышается его устойчивость к внешним воздействиям;

- формируется осанка;

- приобретаются физические качества, привычки;

- вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребенок познает мир, осваивает речь, пространство – временные связи предметов и явлений при помощи движений, это у него заложено с дошкольного возраста.

В детском саду к физической культуре приобщаем ребенка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На своих занятиях и в повседневной жизни, стараемся развивать природную потребность ребенка в движении, не подавляя ее. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток ее неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность; нарушается обмен веществ; сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается состояние ребенка.

Все должно быть в меру: дошкольникам полезны – ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме : олимпиады, походы, Дни Здоровья, путешествия, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки и динамические паузы также должны быть разнообразными. Нужно давать детям возможность импровизировать на занятиях, используя все это – занятия становятся более интересными, дают большую эмоциональную нагрузку, дарят детям радость.

При использовании нетрадиционных методов в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости.

Особое место в жизни ребенка занимает сказка (приключения). Дети познают мир не только умом, но и сердцем. Это способствует повышению настроения во время выполнения физкультурных упражнений.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера («путешествия», «цирк», «спортсмены», «зоопарк», ««рыбаки» и т. д.)

На занятиях используются различные характеристики животных:

- веселые обезьянки (прыжки с ноги на ногу, руки на уровне глаз, пальчики широко расставлены);

- серый волк (широкий шаг, размахивание руками вдоль туловища);

- веселые гномы (ходьба на носочках, руки сцеплены за спиной, в глубоком приседе, спина прямая). Важно, чтобы дети могли фантазировать, а педагог творчески подходил к воплощению детского образа в выполнении упражнений. Можно предложить детям самим выбирать движения.

Очень интересны игры-имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов, которые дети выражают в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет. Игровые занятия проходят не только внутри одной группы, но и с другими группами такого же возраста. Сколько эмоций, радости, слез можно увидеть при проведении различных эстафет и конкурсов, особенно между разными группами одного и того же возраста.

Используются занятия тренировочного типа – направленные на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Они включают в себя большое количество циклических, музыкально - ритмических движений, различных элементов спортивных игр, дифференцированных двигательных заданий, направленных на развитие быстроты, реакции, ловкости, силы, выносливости.

В качестве эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя организационно-методической формы физической подготовки рассматривается круговая тренировка.

Методическими особенностями круговой тренировки как формы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста являются:

- обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния детей и содержанием программы по физическому воспитанию;

- применение сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания, упражнений с предметами (мячом, обручем, скакалкой, а также специальных организационно-методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию к выполнению упражнений с целью максимального приближения занятий по физической культуре к игровой деятельности;

- направленность комплексов круговой тренировки на решение задач дошкольного физического воспитания, разностороннюю физическую подготовку детей и гармоничное развитие двигательных качеств;

- оптимальная моторная плотность занятий с использованием круговой тренировки значительно повышается;

- использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания.

Для проведения физкультурного занятия в форме круговой тренировки разработаны карточки задания. Детям очень нравится выполнять задания по этим карточкам. Это воспитывает у них чувство ответственности, желание сделать лучше других.

Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

В детском саду наряду с традиционной формой, применяются различные нетрадиционные формы утренней гимнастики.

В традиционном комплексе утренней гимнастики используются бег, ходьба различными способами, различные перестроения, комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без них. Упражнения проводятся их разных исходных положений. Для каждой возрастной группы разработаны комплексы утренней гимнастики, которые находятся у воспитателей в каждой возрастной группе (в папке с оздоровительной работой).

Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности «Найди свою пару», «Удочка», «Море волнуется». Либо берется игровой сюжет «Малыши-крепыши», «Цапля на болоте» и т. д.

Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий.

Детям очень нравится преодолевать различные препятствия: перепрыгивать через модули, обручи, пролезать под лавкой, передвигаться приставным шагом по шведской стенке. На большом эмоциональном подъеме проходит утренняя гимнастика с элементами спортивных игр (ведение мяча, подбрасывание, ловля, броски в баскетбольное кольцо).

В теплое время года во время приема детей в нашем саду проходит утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек на 100м, 150м, 200м., в зависимости от индивидуальных особенностей детей, бег на 30 м между группами одного возраста. Вначале утренней гимнастики детям предлагается короткая разминка из 3-4 упражнений, затем идет сама пробежка или соревнования и завершается все элементами дыхательной гимнастики.

Большое значение для полноценной реализации поставленных задач при проведении различных форм двигательной деятельности имеет разнообразное физкультурное оборудование и пособия. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования при проведении традиционных и нетрадиционных занятий способствуют:

- развитию двигательной сферы детей,

- позволяют более полно удовлетворять двигательные потребности каждого ребенка,

- способствуют формированию базовых умений и навыков,

- повышению функциональных возможностей детского организма,

- развитию двигательных качеств и способностей,

- воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре.

Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.

Результативность физкультурной работы

Созданная в детском саду система физкультурно-оздоровительной работы позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в работе: у большинства детей была замечена тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей.

Публикации по теме:

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Кляксография Здесь.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Конспект проведения утренней гимнастики во второй группе раннего возрастаКонспект проведения утренней гимнастики во второй группе раннего возраста Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики. Задачи: Обучающие: 1. Упражнять в ходьбе на.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Нетрадиционные техники аппликации в детском саду. Мозаика из бумагиНетрадиционные техники аппликации в детском саду. Мозаика из бумаги Мозаика из бумаги Очень декоративным и интересным видом творчества является мозаика из бумаги. Она представляет собой изображение, которое.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в детском саду
Опубликовано: 15 мая 2022 в 00:08
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД