Ральникова Ирина Викторовна
Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе существует тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, поэтому эта проблема становится особенно актуально. На фоне загрязнения окружающей среды, на фоне небывалого роста болезней, необходимо, чтобы ребенок рос здоровым, нужно научить его искусству сохранения и укрепления здоровья.
В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию и сохранению здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Публикация «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в детском саду» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья:
- происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма;
- развиваются его адаптационные возможности;
- повышается его устойчивость к внешним воздействиям;
- формируется осанка;
- приобретаются физические качества, привычки;
- вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребенок познает мир, осваивает речь, пространство – временные связи предметов и явлений при помощи движений, это у него заложено с дошкольного возраста.
В детском саду к физической культуре приобщаем ребенка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На своих занятиях и в повседневной жизни, стараемся развивать природную потребность ребенка в движении, не подавляя ее. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток ее неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность; нарушается обмен веществ; сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается состояние ребенка.
Все должно быть в меру: дошкольникам полезны – ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме : олимпиады, походы, Дни Здоровья, путешествия, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки и динамические паузы также должны быть разнообразными. Нужно давать детям возможность импровизировать на занятиях, используя все это – занятия становятся более интересными, дают большую эмоциональную нагрузку, дарят детям радость.
При использовании нетрадиционных методов в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка (приключения). Дети познают мир не только умом, но и сердцем. Это способствует повышению настроения во время выполнения физкультурных упражнений.
Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера («путешествия», «цирк», «спортсмены», «зоопарк», ««рыбаки» и т. д.)
На занятиях используются различные характеристики животных:
- веселые обезьянки (прыжки с ноги на ногу, руки на уровне глаз, пальчики широко расставлены);
- серый волк (широкий шаг, размахивание руками вдоль туловища);
- веселые гномы (ходьба на носочках, руки сцеплены за спиной, в глубоком приседе, спина прямая). Важно, чтобы дети могли фантазировать, а педагог творчески подходил к воплощению детского образа в выполнении упражнений. Можно предложить детям самим выбирать движения.
Очень интересны игры-имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов, которые дети выражают в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет. Игровые занятия проходят не только внутри одной группы, но и с другими группами такого же возраста. Сколько эмоций, радости, слез можно увидеть при проведении различных эстафет и конкурсов, особенно между разными группами одного и того же возраста.
Используются занятия тренировочного типа – направленные на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Они включают в себя большое количество циклических, музыкально - ритмических движений, различных элементов спортивных игр, дифференцированных двигательных заданий, направленных на развитие быстроты, реакции, ловкости, силы, выносливости.
В качестве эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя организационно-методической формы физической подготовки рассматривается круговая тренировка.
Методическими особенностями круговой тренировки как формы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста являются:
- обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния детей и содержанием программы по физическому воспитанию;
- применение сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания, упражнений с предметами (мячом, обручем, скакалкой, а также специальных организационно-методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию к выполнению упражнений с целью максимального приближения занятий по физической культуре к игровой деятельности;
- направленность комплексов круговой тренировки на решение задач дошкольного физического воспитания, разностороннюю физическую подготовку детей и гармоничное развитие двигательных качеств;
- оптимальная моторная плотность занятий с использованием круговой тренировки значительно повышается;
- использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания.
Для проведения физкультурного занятия в форме круговой тренировки разработаны карточки задания. Детям очень нравится выполнять задания по этим карточкам. Это воспитывает у них чувство ответственности, желание сделать лучше других.
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
В детском саду наряду с традиционной формой, применяются различные нетрадиционные формы утренней гимнастики.
В традиционном комплексе утренней гимнастики используются бег, ходьба различными способами, различные перестроения, комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без них. Упражнения проводятся их разных исходных положений. Для каждой возрастной группы разработаны комплексы утренней гимнастики, которые находятся у воспитателей в каждой возрастной группе (в папке с оздоровительной работой).
Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности «Найди свою пару», «Удочка», «Море волнуется». Либо берется игровой сюжет «Малыши-крепыши», «Цапля на болоте» и т. д.
Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий.
Детям очень нравится преодолевать различные препятствия: перепрыгивать через модули, обручи, пролезать под лавкой, передвигаться приставным шагом по шведской стенке. На большом эмоциональном подъеме проходит утренняя гимнастика с элементами спортивных игр (ведение мяча, подбрасывание, ловля, броски в баскетбольное кольцо).
В теплое время года во время приема детей в нашем саду проходит утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек на 100м, 150м, 200м., в зависимости от индивидуальных особенностей детей, бег на 30 м между группами одного возраста. Вначале утренней гимнастики детям предлагается короткая разминка из 3-4 упражнений, затем идет сама пробежка или соревнования и завершается все элементами дыхательной гимнастики.
Большое значение для полноценной реализации поставленных задач при проведении различных форм двигательной деятельности имеет разнообразное физкультурное оборудование и пособия. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования при проведении традиционных и нетрадиционных занятий способствуют:
- развитию двигательной сферы детей,
- позволяют более полно удовлетворять двигательные потребности каждого ребенка,
- способствуют формированию базовых умений и навыков,
- повышению функциональных возможностей детского организма,
- развитию двигательных качеств и способностей,
- воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре.
Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.
Результативность физкультурной работы
Созданная в детском саду система физкультурно-оздоровительной работы позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в работе: у большинства детей была замечена тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей.