Олеся Рындо
Нетрадиционное спортивное оборудование, как средство приобщения к ЗОЖ детей средней группы в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья : «Нестандартное спортивное оборудование, как средство приобщения детей средних групп к ЗОЖ в условиях ДОУ».
В современном обществе остро стоит проблема ухудшения здоровья детей дошкольного возраста из-за долгого пребывания у экрана телевизора, компьютера. СМИ наполнены статьями о том, что у подрастающего поколения снижается зрение, слух, ухудшается осанка, нарушается концентрация внимания вследствие недостатка двигательной активности.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Средняя группа
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Мне, как педагогу дошкольного образования, становится тревожно, когда, беседуя с ребенком 4-5 лет, выясняется, что после детского сада он весь вечер проводит за виртуальной игрой, вместо общения, прогулок и игр с родителями. Мало того, ребенок считает себя «сильным, ловким, быстрым, ведь я побеждаю в играх!» (имеется в виду компьютерных). Пятилетний ребенок с трудом вспоминает имя отца, которого видит каждый день (я не преувеличиваю, однако знает наперечет всех героев этих игр, порой с очень сложными именами. Такие детки, в основном, – это малоподвижные, часто болеющие малыши, с трудностями общения в детском коллективе, им тяжело включаться в игровую деятельность в ДОУ, они не способны занять себя самостоятельной деятельностью.
Для меня, как для педагога и взрослого человека, встал вопрос, как помочь этим ребятам развить в себе самостоятельность и физические способности, привить им привычки ЗОЖ, заинтересовать их в игровой деятельности и двигательной активности.
Семь лет я работаю в детском саду с приоритетным осуществлением физического развития детей. Педагоги нашего сада большое внимание уделяют технологиям сохранения и стимулирования здоровья. В своей практической деятельности в ДОУ, наблюдая за детьми 4-5 лет (так как работаю в средних группах, я отметила, что особый эмоциональный подъем и интерес у них вызывает нетрадиционный спортивный инвентарь, изготовленный родителями либо педагогами. Воспитанники с удовольствием участвуют в спортивных эстафетах и играх с использованием данного инвентаря («кольцеброс», самодельные скакалки, шнурки, корзины с мячами, проводят самомассаж с помощью самодельных массажеров, ходят по массажным дорожкам после сна, используют «тренажеры» для развития мелкой моторики и социально-бытовых навыков («бизиборд») и многое другое.
Инвентарь изготавливается в совместной деятельности с родителями воспитанников, так как основа ЗОЖ закладывается в первую очередь в семье, в саду мы продолжаем развивать ее. В беседах с родителями я выяснила, что некоторые из них используют дома нетрадиционный спортивный инвентарь для игр с детьми. Мне, как воспитателю ДОУ, инвентарь, созданный собственными руками, помогает разнообразить предметно-развивающую среду, придумывать новые игры.
В ходе своих многолетних наблюдений и практической деятельности, я сделала вывод, что нетрадиционный спортивный инвентарь является эффективным средством приобщения детей к ЗОЖ, его использование повышает интерес детей к физической деятельности, что способствует увеличению двигательной активности детей. Мы - взрослые, сформировавшиеся личности, обязаны помочь маленьким членам общества развиваться в правильном направлении, посредством приобщения их к привычкам здорового образа жизни.
Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Общие физические возможности детей в этом возрасте существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.
1. Движение им по-прежнему необходимо.
2. Моторика активно развивается.
3. Ребёнок становится ловким и быстрым.
4. Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.
5. Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.
6. Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.
7. Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.
8. Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.
9. Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.
10. Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.
Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.
Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям.
Примерный план работы с нестандартным спортивным оборудованием в течение дня в ДОУ.
Рекомендации: Необходимо все упражнения проводить в хорошо проветренном помещении либо на улице. Перед дыхательной гимнастикой проводить гигиену полости рта. После упражнений мыть руки с мылом. Все оборудование изготавливается из материалов, используемых в детской пищевой промышленности либо одноразовые. Все они должны иметь возможность быть помытыми, обработанными либо постиранными или утилизированными (как обычные игрушки) в соответствии с САНПиН. Упражнения могут сопровождаться музыкой (музыкальные произведения по программе либо на выбор воспитателя)
1. Утренняя гимнастика с использованием пластиковых бутылок с крупой либо водой, шнурочков и скакалок из атласных лент.
Цель : развитие мышечной силы, чувства равновесия, координации движений, воспитание интереса к утренней зарядке, вспоминаем счет до 8, лево-право. Упражнения с гантелями : руки вверх, к плечам 8 раз, руки в стороны, к плечам, 8 раз, руки вытянуты вперед, к груди, 8 раз. Далее, ходим по шнурочку, руки в стороны. Далее, прыжки на скакалке из лент по 8 раз на правой ноге, на левой ноге, на обеих.
2. Подвижные игры на прогулке.
Цель : Развитие меткости, быстроты, глазомера, повторить понятия "большой-малый, близко-далеко". Например, командная эстафета с использованием картонного кольцеброса или корзин на пластиковой трубе (типа баскетбольных) с мячами. Задания: " Забрось кольцо на кольцеброс", " Попади в корзину большим (малым) мячом, издалека (вблизи).
3. Дыхательная гимнастика после сна либо в течение дня (между режимными моментами или как часть образовательной деятельности, физкультминутки, релаксации)
Цель: укрепить дыхательную систему ребенка с помощью дыхательного тренажера (пластиковая бутылочка из под детского сока, стерильная медицинская перчатка и одноразовая коктельная трубочка)
4. Гимнастика после сна (передвижение по массажной дорожке) Массажная дорожка изготавливается таким образом : на ковровую дорожку пришиваются пуговицы, липучки "бамчез", пластмассовые крышечки, детали от "Лего", палочки для суши и т. д.
Цель: укрепление опорно-двигательного аппарата. Задания: ходить по дорожке с прямой спиной, руки в стороны, руки вверх.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей после ужина :
1."Бильбоке"
Цель: развивать координацию движений. Задание : "Попади колечком (шариком) на носик Буратино (в бутылочку)"
2. "Бизиборд" (стенд, изготовленный из дерева, на который крепятся выключатели, шпингалеты, защелки, розетка с вилкой, фонарик и т. д.
Цель : Развитие мелкой моторики и культурно-бытовых навыков. Задания "Подбери ключик и открой замок", " Зашнуруй ботиночек", " Застегни замок, пояс" и т. д. Работа идет под присмотром взрослого.
3. " Настольный футбол" (коробка, обклеенная, как футбольное поле, вместо ворот пластиковые стаканчики, мяч - ватный шарик. С помощью трубочкек для коктейля, через которые дуют, 2 игрока пытаются загнать ватный шарик в импровизированные "ворота".
Цель игры: развить дыхательную систему ребенка, воспитать игровой интерес.
Таким образом, данная технология может активно использоваться педагогом в течение всего дня. Помимо этого нестандартное оборудование безопасно, экологично, вызывает положительные эмоции у детей, его легко изготовить из подручного и бросового материала, может использоваться дома в играх с родителями, развивает интерес к двигательной активности, спортивным соревнованиям, физкультурным упражнениям, массажу, а также развивает выносливость, координацию движений, глазомер, мелкую моторику, умение работать в команде.
Литература: Воронцова О. Как сделать занятия физкультурой интереснее. // Здоровье дошкольника №2 – С. 14. – 2011 г. Мокина Е. Материалы и оборудование своими руками. // Здоровье дошкольника №5 – С. 21. – 2011г. Подольская Е. Суставная гимнастика для дошкольников. // Здоровье дошкольника №3 – С. 16. – 2011г. Горелова С. Сюжетно – игровые физкультурные досуги. // Здоровье дошкольника №5 – С. 39. - 2011г
Выполнила: Рындо Олеся Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 12 города Тюмени, Россия