Юлия Ероклинцева
Дидактическое пособие из фетра «Календарь природы»
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней пребывания ребенка в детском саду все педагоги ведут разнообразные наблюдения за природой. Знакомят детей со сменой времен года, со строением и условиями роста растений, различиями в жизни домашних и диких животных, учим устанавливать простейшие причинно-следственные связи, формируя целостную картину мира в сознании ребенка. Важное место в такой работе занимает визуализация и фиксация детских наблюдений. Для этой цели я разработала нетрадиционное дидактическое пособие «Календарь природы» из фетра. Педагог может использовать пособие для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Публикация «Дидактическое пособие из фетра „Календарь природы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Календарь погоды и природы
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2023
Первая его часть называется «Времена года». Она представлена четырьмя фетровыми основами формата А4 голубого, белого, серого и светло-сиреневого цвета, крупными и мелкими фетровыми деталями, с помощью которых ребенок может выкладывать картинку, соответствующую какому-либо времени года.
«Рисовать фетром» может и взрослый, используя «Календарь природы» для проведения дидактических игр «Угадай, какое время года?» или «Что перепутал художник?».
Вторая его часть – это «Календарь погоды». Наш детский сад работает по образовательной программе «Детский сад 2100». И в создании календаря наблюдений за погодой я опиралась на пособие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Здравствуй мир!» (Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М. : Баласс, 2013.) «Календарь погоды» состоит из 20 фетровых карточек (18 карточек с условными обозначениями и 2 пустых).
Некоторые условные обозначения просты и понятны детям. Например, «солнце» символизирует ясную, солнечную погоду, «два белых облака» – облачность, «серая туча и капли» – дождь, «снежинки» – снег, снегопад. Значение других карточек необходимо обговорить с детьми. Карточку «Облако прикрывает солнце» рассматриваем на сравнении с другими («солнце» и «два белых облака»). Дети приходят к выводу, что солнечной такую погоду не назовешь, ведь есть облака. Но и понятие «облачно» не совсем подходит, так как облаков мало. Педагог подсказывает, что такую погоду называют малооблачной. Карточка же «две тучи» символизирует погоду пасмурную. Карточки «туча и несколько капель» и «туча и много капель» рассматриваем вместе. Приходим к выводу, что первое обозначение нам показывает, что дождь небольшой, несильный, моросящий. Второе – напротив, что дождь сильный или ливень. О таком дожде люди говорят «льет как из ведра». К слову сказать, снег тоже бывает разный. А потому аналогично разбираем карточки, обозначающие слабый снег и снегопад.
А какую же карточку должны выбрать дети, если осадков и вовсе нет? Пустые карточки как раз и символизируют погоду без осадков.
Важным признаком погоды является ветер. Мы привыкли узнавать о ветре, наблюдая с детьми за деревьями. Если ветер слабый, ветки деревьев немного покачиваются. При сильном ветре ветки качаются сильно, даже гнутся стволы деревьев. Если же деревья находятся в покое, так это только потому, что ветра нет. Детям я предоставляю самим рассмотреть три карточки («дерево стоит прямо», «макушка дерева наклонена в сторону», «дерево сильно наклонено») и догадаться, на какой изображена безветренная погода, слабый или соответственно сильный ветер (фото выше). Дети обычно определяют это без затруднений!
Затруднение у детей возникает, когда мы говорим о температуре. Ведь для определения погоды необходимо знать насколько на улице холодно или тепло. Наши карточки показывают не конкретную температуру, а ее изменение. Синий цвет всегда ассоциируется с холодом, морозом, а красный с теплом и жарой. Если на улице тепло, выберем красную стрелку, направленную вверх. Ведь и в настоящем термометре при повышении температуры специальная жидкость тоже поднимается вверх. Если на улице стало теплее, то мы выберем красную стрелку среднего размера. Если же температура на градуснике поднялась еще выше, то для обозначения жаркой погоды нам подойдет самая длинная красная стрелка. То же самое и с синими стрелками. Только направлены они вниз, ведь и специальная жидкость в настоящем термометре, когда становится холоднее, опускается вниз. Чем морознее на улице, тем длиннее стрелка.
А для показа некоторых природных явлений – оттепель, например, – мы используем карточку с двумя короткими горизонтальными синей и красной полосками, символизирующими температуру «около нуля» (на фото выше).
Погоду мы с детьми наблюдаем в течение дня. А во второй половине обсуждаем и создаем фетровую картину погоды на сегодня по следующей схеме:
1. Верхний левый угол показывает, как светит солнце, есть ли облака или тучи.
2. Верхний правый угол – показывает осадки.
3. Нижний левый угол – ветер.
4. Нижний правый угол – изменение температуры.
В результате получается квадратная картина с изображением погоды сегодняшнего дня.
В младших группах уменьшенную копию такой картины педагог сам заносит в дневник наблюдений за погодой, в старших группах дети фиксируют свои наблюдения самостоятельно.
С помощью таких картин проводим игру «Какое время года, такая и погода!» Составляю несколько картинок и предлагаю детям определить, на какой из них отмечали погоду, например, зимой, весной, летом или осенью и объяснить, почему они так думают. Так же дети могут играть в парах. Мы называем эту игру «Загадки погоды». Дети составляют картину погоды на один день, соответствующую какому-либо времени года. Затем меняются ими и отгадывают, кто какое время года загадал.
Третья часть «Календаря природы» проста. Представлена цветиком-семицветиком, лепестки которого соответствуют цветам радуги и символизируют дни недели. Красный – понедельник, оранжевый – вторник, желтый – среда, зеленый – четверг, голубой – пятница, синий – суббота, фиолетовый – это воскресенье.
Четвертая часть – «Время суток».
Самое понятное время суток для детей «ночь», когда темно, на небе луна или месяц и звезды, все люди спят. Поэтому за основу взяли карточку черного цвета. На ней месяц и звезды, и красная линия – линия горизонта. Красная линия горизонта есть на всех карточках. Объясняем, что это условная линия. На самом деле в природе ее нет. Но если смотреть вдаль, то кажется, что небо и земля как будто соединяются в определенном месте. Место это выглядит как тонкая линия. Ее люди и назвали «линией горизонта». Дальше линии горизонта земли и всего, что на ней находится уже не видно. Поэтому на карточке «утро» мы видим только половину солнца, которая уже поднялась из-за горизонта. Утром солнце поднимается все выше и выше, и все сильнее освещает землю. На это нам указывает красная стрелочка, направленная вверх, и голубой цвет фетровой карточки. Дети быстро усваивают значение карточки «день». Солнце стоит высоко над горизонтом и это самое светлое время суток, что подчеркивается белым фоном. «Вечер». Солнце видно над горизонтом лишь наполовину. Но в отличие от «утра» оно садится, прячется за горизонт, опускается, что и показывает нам красная стрелка, направленная вниз. Еще не ночь, но уже становится темнее. На это указывает нам серый фон карточки. Работая с карточками «Время суток», дети быстро усваивают очередность частей суток, формируются элементарные представления о них, и о том, почему так происходит.
Думаю, что в каждом детском саду есть уголки природы, календари погоды, дневники наблюдений. Я поделилась своим опытом работы с дидактическим пособием «Календарь природы» из фетра. Актуальность данного пособия заключается в том, что оно в игровой форме помогает познавать дошкольникам окружающий мир, наблюдать изменения в природе, устанавливать последовательность, связь явлений, их причины, визуализировать их с помощью схематических изображений, фиксировать и надолго сохранять в своей памяти.